Как можно усилить государственно-частный диалог?

28.09.2015 09:10
Ряд международных и общественных организаций инициировали обсуждение вопроса вокруг государственно-частного диалога.
Как можно усилить государственно-частный диалог?

24-26 сентября 2015 года в Центре отдыха «Ак-Марал» на берегу озера Иссык-Куля состоялся "круглый стол" на тему: «Усиление государственно-частного диалога». Организаторами мероприятия выступили Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ), Инвестиционный Совет и Международная финансовая корпорация (IFC).

На «круглом столе» приняли участие представители государственных, неправительственных и международных организаций, приглашенные экспертов с разносторонней квалификацией в вопросах развития бизнеса и его сотрудничества с местными сообществами и органами местного самоуправления (МСУ).

В ходе мероприятия участники рассмотрели актуальные вопросы деятельности региональных советов, проблемы развития в регионах, сотрудничества бизнес ассоциаций с ОМСУ в регионах, причины конфликтогенности между инвесторами и местным населением, а также обсудили возможные меры по их устранению и инструменты экономического развития.

В свою очередь, бизнес-ассоциации обсудили предложения для включения вопросов в План работы Совета на 2016 год. С целью достижения наибольшей эффективности, определенная часть работы «круглого стола» проходила в фокус-группах, результаты которых были представлены к концу мероприятия.

По словам экспертов, большие перспективы решения озвученных проблем они видели в адаптации и применении механизма партнерства бизнеса и МСУ. Ими было также отмечено, что партнерство бизнеса и МСУ представляет собой объединяющее начало для регионального экономического развития.

«Подобное партнерство может дать дополнительные преимущества: обретение новых знаний и доступ к ним или возможность обнаружения дополнительных ресурсов, которые ранее были скрыты, - прокомментировали такое мнение эксперты Секретариата Совета. – Таким образом, объединение усилий местного самоуправления и бизнеса с участием общественных организаций способствует наиболее эффективному использованию ресурсов территории и ее экономическому и социальному развитию».

Председатель правления Института политики развития Надежда Н.Добрецова представила тему: "Инструменты местного экономического развития: партнерство бизнеса и местного самоуправления". В своей презентации глава учреждения привела множество примеров использования механизмов сотрудничества государства и частного сектора, которым, к сожалению, на сегодняшний день уделяется недостаточно внимания.

"В настоящее время МСУ с подачи государства самоустранилось от регулирования отношений между бизнесом и сообществом. В результате, бизнес напрямую ведет переговоры с группами в сообшестве, что ущемляет интересы других групп и ведет к недовольству, - отметила Н.Добрецова. -  Из ежедневных новостей мы получаем информацию различного характера и содержания, многие из которых, к сожалению, свидетельствуют о том, что местное самоуправление в стране пока не осознает своей роли управляющего устойчивым комплексным развитием территории. А ведь именно, МСУ тщательно должно изучить потребности населения, вместе с которым они затем разработают план развития. На основе этого плана и может быть построено сотрудничество, то есть, бизнес видит, куда необходимо направить помощь, как расходуются доходы от обязательных отчислений. В результате, МСУ управляет процессом развития, бизнес ведет свою работу, граждане не возражают, сообщество развивается".

В помощь решения этой проблемы, Председатель правления учреждения предложила ряд инструментов, которые могут быть использованы МСУ для устойчивого развития, полезные бизнесу:

  • Планирование развития территории.
  • Местная экономическая политика.
  • Инвестиции в инфраструктуру.
  • Секторные политики, основанные на учете потребностей сообщества.
  • Муниципальный (государственный) социальный заказ.
  • Управление муниципальной собственностью.  

"Какова сегодняшняя картина? Государство забирает неиспользованные ресурсы в госбюджет, где они растворяются в расходах системы управления. В результате, сообщества недовольны и нестабильны, нет развития, а что же бизнес? А бизнес в данном случае испытывает дополнительные социальные нагрузки. Ведь в Кыргызстане только государство распоряжается благами на базе национальных богатств – приватизации, недр, воздушного пространства и др. Почему же так происходит? Ответ есть. Странам, входившим ранее в СССР, понадобилось много лет для осознания, что общественный сектор должен иметь альтернативные бюджетным источники финансирования. Массовая приватизация конца ХХ века проводилась в этих странах под управлением иностранных советников, которые не включили в программы приватизации вопрос создания фондов для финансирования общественного сектора. Отсутствие ресурсов, опыта и невнимание государства к развитию общественного сектора привело к тому, что общественный сектор этих стран, в частности, Кыргызской Республики, стал финансироваться полностью за счет иностранных источников" - сказала Н.Добрецова.

В завершение своего выступления глава ИПР перечислила выгоды двух сторон: государства и бизнеса, а также озвучила рекомендации государству:

  • Включить в процесс диалога местное самоуправление (как минимум, рабочие группы)
  • Требовать от органов МСУ применения инструментов МЭР (в т. ч., через нормы законодательства)
  • Разработать пилотные стратегии МЭР с проектами ГЧП (начать с пилотных МСУ – городов) при участии бизнеса (или его ведущей роли?)
  • Содействовать МЭ КР в разработке методов регионального планирования развития территорий
  • Воздействовать на правительство в отношении делегирования полномочий и услуг с деньгами (возврат 300 млн. сомов по МСР, 2014)
  • Часть доходов, получаемых от национальных богатств, направить на создание инфраструктуры социальной ответственности и устойчивого социального развития
  • Создать фонда на центральном и региональном уровнях. Существующие фонды преобразовать в формат самофинансируемых, управляемых совместно: государством, сообществом, бизнесом

Темы, представленные на "круглом столе":

  • Т.Койчуманов, руководитель Секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям при ПКР, тема: "План работы Совета на 2016 г."
  • Б. Асанов, Эксперт по поддержке регионального ГЧД, тема: "Основные уроки работы совета" Краткий обзор деятельности региональных советов)
  • Т.Бербаев, Член правления ФРП, тема: «Механизмы финансирования МСБ»
  • С.Арынова, специалист проекта по улучшению инвестиционного климата МФК, тема: «Поддержка государственно-частного диалога в Иссык-Кульской области»