Единый голос бизнеса и общества будет звучать в СМИ для подотчетного управления экономикой

21.04.2023 11:45
По вопросам участия в мероприятиях Пресс-клуба НАБА просьба обращаться к Нургуль ДЖАМАНКУЛОВОЙ по электронной почте njamankulova@dpi.kg
Единый голос бизнеса и общества будет звучать в СМИ для подотчетного управления экономикой

По инициативе бизнеса 20 апреля 2023 года в Бишкеке начал свою работу Пресс-клуб Национального альянса бизнес-ассоциаций Кыргызской Республики (НАБА). Клуб представляет собой неформальную платформу для диалога между бизнесом, властью и СМИ по самым «горящим» вопросам развития экономики. Иными словами, Пресс-клуб – это неформальная площадка углубленных коммуникаций со СМИ для улучшения понимания экономических процессов и решений обществом, бизнесом и властью. На презентацию планов клуба на 2023 год пришли представители государственных органов, медиасферы и бизнес-ассоциаций.

Организовать работу Пресс-клуба НАБА помогает Институт политики развития в рамках Проекта Программы «Эффективное управление для экономического развития (EGED)»[1].

Национальный Альянс Бизнес-Ассоциаций (далее – НАБА) представляет интересы более 70-ти отраслевых, территориальных и профессиональных бизнес-ассоциаций Кыргызской Республики и является крупнейшей коалицией – единым голосом бизнеса.

НАБА активно работает в партнерстве с государственными органами над улучшением бизнес-среды, снижением издержек и преодолением препятствий для экономического роста. Иван ГЕЛЕТЮК, руководитель секретариата НАБА убежден, что НАБА должна усилить работу над формированием объективного общественного мнения в отношении развития экономики; организовать взвешенное обсуждение важных экономических решений в обществе, в том числе, через средства массовой информации (СМИ): «Однако в процессе этой работы НАБА сталкивается с проблемой отсутствия достаточного уровня понимания экономический процессов и событий как стороны журналистов, так и со стороны общества в целом. В то же время, без настоящего понимания происходящего в экономике, общество не может в полной мере реализовать свои ожидания в отношении подотчетности и прозрачности системы управления. Для НАБА важно говорить на одном уровне понимания, на понятном всем сторонам языке как со СМИ, так и с гражданским обществом, поскольку мы объединены одной целью – создать более прозрачную систему управления экономикой в интересах граждан. Это важно и для органов власти. Идею создания Пресс-клуба я обсуждал со многими руководителями государственных органов, в разных министерствах. На разных уровнях принятия решений. И везде получил поддержку – лица, принимающие государственные решения также чувствуют потребность в наладке более понятных людям каналов коммуникации в отношении процессов, происходящих в экономике. Таким образом, потребность в Пресс-клубе есть не только у бизнеса. В равной степени она есть и у общества, и у государства».

Андрей ДОГАДИН, директор агентства «Биз-эксперт», согласен с тем, что создание Пресс-клуба – это требование времени: «Актуальность усиления работы со СМИ в сфере улучшения понимания и изложения экономических тем в СМИ усиливается во время кризисов, когда власть и бизнес вынуждены реформировать экономическую политику, принимать множественные сложные решения, которые нуждаются в разъяснении для лучшего понимания происходящего со стороны широких слоев населения. Особую актуальность, наряду с решениями, принимаемыми на национальном уровне, имеют темы экономики регионов, от сбалансированного развития которой зависит условия жизни, социальная стабильность, территориальное равенство в доступе к рабочим местам, услугам и товарам для всех граждан Кыргызской Республики».

Клуб будет помогать журналистам, блогерам, активистам медиа-сферы разбираться в сложном экономическом контенте, разбирать «по косточкам» важные экономические решения и события, при этом важная цель – дойти до сути события или процесса, до его воздействия не только на бизнес, экономических субъектов, а на каждого гражданина, включая уязвимые группы населения.

Другой важной аудиторией для улучшения понимания экономического контекста являются организации гражданского общества, специализирующиеся в создании условий для уязвимых групп, и их объединения (коалиции). В процессе адвокации как решения для бизнеса, так и интересов уязвимых групп необходимы взаимные консультации между представителями бизнесом и уязвимых групп для поиска согласованных решений и проведения совместных кампаний по поводам, имеющим важной значение для всех слоев населения. И хотя в рамках адвокации интересов бизнеса и уязвимых групп не исключены противоречия, НАБА считает, что эффективность совместных действий повышает шансы на успех для всех категорий.

Цель создания Пресс-клуба – повысить уровень общественного понимания и восприятия экономических явлений, решений и процессов. В рамках достижения данной цели Пресс-клуб решает следующие задачи:

  • организует предоставление журналистам актуального, существенного, покрепленного оперативными данными и доступными экспертными комментариями контента по различным вопросам развития экономики;
  • помогает СМИ в процессе интерпретации и упрощения экономического контента с учетом особенностей восприятия различных аудиторий;
  • расширяет трехстороннее взаимодействие бизнеса, СМИ и «социальных» организаций гражданского общества для совместной адвокации развития значимых для общества и уязвимых групп тем;
  • организует обмен опытом, создание контента, публикацию лучших практик, партнерство между региональными и национальными ассоциациями по вопросам развития регионов.

Пресс-клуб как площадка для диалога и работы со СМИ – форма не новая, имеет давнюю и славную историю. Подобные клубы в свое время были организованы Кыргызской фондовой биржей, Международным деловым советом, и помогли улучшить качество экономической журналистики. Светлана АХМЕТШИНА, редактор бизнес-портала «Тазабек», была участницей Пресс-клуба КФБ в 2011-2012 годах: «Участие в субботних школах пресс-клуба помогло мне лучше сориентироваться в разработке экономических тем в СМИ, лучше расставлять акценты. Большим плюсом стало близкое знакомство с экспертами, к которым еще долгое время после окончания школы обращалась за комментариями и информацией. Сама форма была оптимальной с точки зрения результативности: поскольку все эксперты были практиками, после занятий слушатели могли не только получить знания, но и создать контент для своего издания – выполнить свою работу. Считаю, что возобновление такой формы работы со СМТ – нужное и важное дело».

Формы работы клуба в 2023 году включают: пресс-сессии, субботнюю школу, конкурс журналистских работ.

Пресс-сессии проводятся для немедленного разъяснения СМИ и представителям «гражданских» коалиций текущих изменений экономической политики (например, в случае принятия нового акта, влияющего на условия жизни людей и ведение бизнеса). Формат пресс-сессии отличается от пресс-конференции тем, что включает более глубокое погружение в тему, включение элементов просвещения аудитории не только в отношении самого информационного повода, но и истории его возникновения, общественной и экономической значимости. В ходе пресс-сессии приглашенные эксперты дают оценку происходящему, помогают журналистам и другим участникам интерпретировать факты. Обычно пресс-сессия включает выступление ньюсмейкера, который представляет заинтересованную стороны и делает заявление об информационном поводе. Следом выступает приглашенный эксперт, который глубоко разбирается в теме и дает журналистам и другим участникам возможность разобраться в вопросе или проблем. Обычно по этому принципу строятся телевизионные сюжеты или аналитические статьи, которые готовятся по структуре «событие + комментарий экспертов», и в данном случае, журналисту не нужно прилагать усилия по поиску комментаторов и экспертов, пресс-сессия дает возможность получит всю информацию в одном месте и сразу. Кроме того, к пресс-сессии готовятся дополнительные письменные материалы, инфографика (по возможности), что также облегчает для журналистов подготовку качественной аналитики.

Спикеры будут выбираться в зависимости от темы информационного повода, преимущественно, из числа членов НАБА. В качестве гостей будут приглашаться представители уполномоченных государственных органов.

Субботняя школа «Экономика для всех» будет организована для углубленного понимания экономических процессов представителями СМИ. Суббота выбрана для удобства участников из числа представителей СМИ, которые в рабочие дни заняты подготовкой материалов и неохотно принимают участие в обучающих мероприятиях.

В течение апреля и мая 2023 года продолжается формирование рейтинга экономических тем, которые привлекают наибольший интерес СМИ и общества. Пока в рейтинг вошли следующие вопросы: может ли Кыргызстан извлечь выгоды из геополитических сдвигов в экономике?  сколько стоит коррупция? доживает ли свой век теневая экономика и какую роль в процессе может и уже играет цифровизация? может ли Кыргызстан стать цифровым хабом? проверки бизнеса – почему пятый мораторий? туризм – это угроза и как возможность? каково транспортное будущее КР? Может ли частный сектор улучшить доступ к коммунальным услугам?

В результате участия в школе, ее выпускники – представители СМИ и «гражданских» коалиций смогут углубить свое понимание экономических процессов, установят хорошие рабочие контакты с экспертами в экономической сфере, разработают собственные аналитические материалы и смогут в дальнейшем лучше ориентироваться в темах школы.

В Рамках подготовки к пресс-сессиям и школе поддержку окажет Национальный статистический комитет, который будет готовить подборку фактических данных по каждой теме пресс-сессии, а также проведет как минимум одно занятие в рамках школы.

В 2023 году субботняя школа начнет 3 июня и после 9 занятий завершится 27 июля.

По вопросам участия в мероприятиях Пресс-клуба НАБА просьба обращаться к Нургуль ДЖАМАНКУЛОВОЙ по электронной почте njamankulova@dpi.kg

 

______________

[1] Программа «Эффективное управление для экономического развития (EGED)», компонент 2 «Гражданское общество за подотчетность: активизация гражданского общества в целях обеспечения инклюзивного, основанного на фактах экономического роста в Центральной Азии». Реализуется при финансовой поддержке Правительства Великобритании в сотрудничестве с ACTED (при участии Института политики развития).