Около 80 представителей органов МСУ и НПО девяти муниципалитетов Кыргызстана ознакомились с социальными услугами на местном уровне

29.01.2018 12:15
Около 80 представителей органов МСУ и НПО девяти муниципалитетов Кыргызстана ознакомились с социальными услугами на местном уровне

18-19 января в с.Чок-Тал и 24-25 января 2018 года в г.Оше в рамках Проекта* «Усиление потенциала Министерства труда и социального развития для реализации государственного социального заказа» были организованы тренинги на  темы: «Социальные услуги на местном уровне» и «Определение нужд и потребностей сообщества в социальных услугах», в которых приняли участие 74 человека (из них 43 женщин).

Участниками выступили представители органов местного самоуправления в лице вице-мэров, специалистов по социальным вопросам, начальников ФЭО, начальников отделов городского управления социальной защиты, депутатов местных кенешей, специалистов по закупкам и НПО: городов Балыкчи, Каракол, Бишкек, Баткен, Ноокат, Кочкор-Ата и Ош; айылных аймаков: Кок-Мойнокский, Теплоключенский.

Тренинги были проведены с целью ознакомления участников Закона КР «О государственном социальном заказе», ведь новый закон регулирует работу механизма ГСЗ, позволяет органам местного самоуправления (МСУ) использовать механизм социального заказа в решении социальных проблем и оказании социальных услуг. Кроме того, перед организаторами стояло несколько задач по: привитию навыков и умений по проведению анализа НПА при выборе социальной услуги и ее оказания через механизм государственного социального заказа, формированию базы данных социальных проблем и общественно полезных целей,  проведению исследования по изучению нужд и потребностей сообщества в социальных услугах (СИНС), разработке проекта Программы ГСЗ. Участники получили домашние задания, которые органы МСУ обязались выполнить и приехать на следующие занятия с отчетом по проведенному исследованию для подготовки проекта Программы ГСЗ.

“По теме «Определение нужд и потребностей сообщества в социальных услугах» участникам была предоставлена информация о том, что органы МСУ должны формировать базу данных и разработать Программу ГСЗ, которую необходимо разработать на основе базы данных и результатов исследований по изучению нужд сообщества в социальных услугах. После теоретической части состоялось обсуждение с участниками о методах организации и проведения фокус-групп, составлению графика по их проведению и составлению отчетов. Кроме того, была организована работа в малых граппуха для участников, в ходе которой участникам следовало описать проблемы. Это оказалось очень важным для участников, так как у участников были определенные затруднения при описании проблем – они больше озвучивали информацию по проблеме. Разумеется, с нашей стороны была обеспечена обратная связь с разъяснениями по методам улучшения описания проблем, - говорит Анара Мусаева, тренер Института политики развития.

Участник из ОБФ «Луч Лотоса» Сапиев Болуш поинтересовался касательно критериев отбора организации для реализации ГСЗ: “Для меня, как представителя некоммерческого сектора, было интересным узнать о введении механизма государственного социального заказа. Мы бы хотели принять участие, но тут как решит местный орган оказывается. Нужно распространять этот механизм. Ведь социальных проблем много, и чем правильнее их мы решим, тем самым мы поможем и людям и мэрии”.

В завершение тренинга, участникам было дано домашнее задание:

  1. Создать рабочую группа и утвердить его состав мэром\главой АО.
  2. Утвердить график работы по СИНС и ГСЗ.
  3. Провести фокус группу и подготовить отчет.
  4. Сформировать базу данных.

“По словам самих участников, тренинг на тему теме «Социальные услуги на местном уровне» помог им лучше разобраться между муниципальными и государственными услугами. Это и было одной из наших задач: ознакомление и углубление знаний участников в таких сферах, как: социальные услуги: разделение вопросов и ответственности на государственные и местные; государственные  и муниципальные услуги; вопросы местного значения; формы государственного социального заказа и примеры муниципального социального заказа. Например, во время  рассмотрения  темы «Дополнительный перечень муниципальных услуг» выяснилось, что только у Теплоключенского АО имеется дополнительный перечень и ответственный секретарь АО поделилась опытом его составления. После рассмотрения и обсуждения темы тренинга, участникам было предложено провести анализ своих идей через алгоритм по выбору социальной услуги для его оказания через ГСЗ. И во время проведения анализа, оказалось, что многие идеи являются государственными услугами. Например, идеи представителей г. Каракол, кроме «организации досуга пожилым людям», все являются государственными, но для мэрии г. Каракол гораздо важнее оказать социальные услуги для лиц не имеющих постоянного места жительства, для детей ОВЗ и для женщин ТСЖ, потому что эти целевые группы очень нуждаются в социальных услугах. Таким образом,  для всех муниципалитетов, вопросы выбора идеи остались открытыми, потому что и в Теплоключенском АО, также идея организовать приют для семей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, государственная услуга. Теплоключенский АА находится в районном центре, куда приезжают люди с разных районов области, не имеющие ни прописки, ни дома, ни документов. По рассказу ответственного секретаря АО,  обращаются в АО за помощью, а АО не может оказать помощь в приюте, кроме консультационных  услуг по восстановлению документов. АО приходится оказывать помощь таким категориям лиц в частном порядке. Для мэрии г. Балыкчи организация работы дневного центра для ЛОВЗ, также госуслуга, хотя имеется у муниципалитета своя база, – говорит Роза Суранчиева, тренер Института политики развития.

В ходе тренинга со стороны участников поступили такие вопросы, как: 

  • Как сформировать Базу данных, если все обращения содержат просьбу о материальной помощи?
  • Как будет процесс финансирования проводиться? Например: деньги в бюджете предусмотрены на спорт и молодежь т.е. молодежный комитет на эти деньги осуществлял мероприятия. А если по ГСЗ как это будет?
  • Если недостаточно количество НКО для грантовой комиссии, может ли меняться цифра в законе 10 человек на меньшую?

А главный специалист сектора социально-культурного развития г.Баткена Айкынова И. озвучила просьбу всех участников – написать письмо на имя торага городского кенеша и мэра города с просьбой о необходимости создания группы по внедрению механизма ГСЗ и в рамках реализации Закона о ГСЗ оказать содействие в реализации.

По результатам проведенного тренинга, было достигнуто следующее:

  • По графику планирования СИНС фокус групп и деятельности по ГСЗ был подготовлен проверочный лист для заполнения, чтобы участники – органы МСУ распланировали деятельность и увидели по графику, количество времени, какие мероприятия необходимо выполнить в какие сроки. 
  • Участники разработали график проведения фокус-групп, встреч рабочей группы по подготовке отчета, разработки проекта программы ГСЗ, рассмотрения и утверждения ее на сессии кенеша.

-------------------

* Проект «Усиление потенциала Министерства труда и социального развития для реализации государственного социального заказа» реализуется Институтом политики развития при поддержке Программы USAID по совместному управлению. Цель проекта – оказание  технического содействия Министерству социального развития, органам местного самоуправления пилотных муниципалитетов и неправительственным организациям с развитием человеческих и организационных навыков в области проведения мониторинга и оценки реализации социальных заказов в соответствии с утвержденными механизмами социального заказа. Программа по совместному управлению (ПСУ) направлена на укрепление партнерства правительства, гражданского общества и частного сектора в Кыргызской Республике. Программа финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и Министерством международного развития Великобритании (DFID) и реализуется Ист-Вест Менеджмент Институтом (EWMI).