Мэрии Баткена и Кочкор-Аты заказывают НКО социальные проекты

25.05.2018 12:08
Мэрии Баткена и Кочкор-Аты заказывают НКО социальные проекты

Мэрии двух городов Кыргызской Республики начинают внедрение инновационного инструмента решения социальных проблем – государственного социального заказа. С помощью партнеров из числа организаций гражданского общества органы МСУ намерены провести важные информационные кампании, направленные на изменение поведения граждан. Конкурсы на размещение ГСЗ проводятся в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном социальном заказе» (ГСЗ) и Положением о порядке проведения конкурса социальных программ (проектов), утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики.

Механизм государственного социального заказа (ГСЗ) – это необходимый и обусловленный общими реформами государственного управления в Кыргызской Республике элемент системы социального развития и рынка социальных услуг. Принятие нового Закона КР «О государственном социальном заказе» в мае 2017 года стал важным этапом в развитии ГСЗ, так как новый закон регулирует работу данного механизма, позволяет органам местного самоуправления (МСУ) использовать механизм социального заказа в решении социальных проблем и оказании социальных услуг. Таким образом, государством созданы все предпосылки для того, чтобы практика муниципального социального заказа могла получить широкое распространение в стране, поскольку позволяет органам МСУ более эффективно решать социальные вопросы своих сообществ и доводить услуги как можно большему числу потребителей.

Мэрии Баткена и Кочкор-Аты стали партнерами Проекта «Усиление потенциала Министерства труда и социального развития по реализации социального заказа», при поддержке Программы USAID по совместному управлению. Города сами изъявили желание внедрить в свою практику управления соцзаказ, а исполнитель проекта – Институт  политики развития (ИПР) предоставляет органам МСУ консультационную поддержку на всех этапах реализации, начиная с определения приоритетных проблем и заканчивая отбором НКО и мониторингом выполнения проекта. Программа по совместному управлению (ПСУ) направлена на укрепление партнерства правительства, гражданского общества и частного сектора в Кыргызской Республике. Программа финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и Министерством международного развития Великобритании (DFID) и реализуется Ист-Вест Менеджмент Институтом (EWMI).

Например, город Кочкор-Ата с помощью механизма ГСЗ и привлечения НПО тоже рассчитывает решить свои социальные проблемы. Мэрия города готовится к утверждению своей Программы ГСЗ для дальнейшего размещения ГСЗ.

В свою очередь, органы местного самоуправления (МСУ) г.Баткен с населением более 25 тысяч человек начали совместные с горожанами мероприятия по борьбе за чистоту.  С данной целью объявлен конкурс на финансирование общественно полезных проектов при реализации государственного социального заказа по изменению у населения г. Баткен отношения к порядку и чистоте в городе. К участию в конкурсе приглашаются некоммерческие организации. Впервые для решения насущных проблем города будет использован механизм социального заказа. В свою очередь данный механизм позволит создать условия для решения городских вопросов путем взаимодействия городской администрации и общественности.

«Мы убеждены, что механизм ГСЗ поможет нашим горожанам и нашему городу решить проблемы культурного поведения и воспитания наших горожан и гостей города. Для участия в реализации ГСЗ наш город выявил приоритетную для всех нас проблему – отношение горожан к мусору, который они бросают где попало и не пользуются урнами. Мы хотим изменить отношение горожан мусору, но это сложная задача, которая требует творческого подхода. Поэтому мы решили обратиться за помощью к неправительственным организациям. Мы надеемся, что такое партнерство станет первым шагом в построении долгосрочной совместной работы мэрии, городского кенеша и горожан в лице общественных и коммерческих организаций для развития Баткена и решения многих его проблем. Мы призываем местные и национальные организации гражданского общества (неправительственные организации) принять активное участие в конкурсе. Положение о конкурсе и форма заявки мы уже опубликовали в городском и областном изданиях – «Орукзар» и «Баткен таны» (№17). Кроме того, мы провели информационное собрание для разъяснения условий проведения конкурса, в ходе которого потенциальные участники имели возможность задать свои вопросы», - говорит глава города Баткена, мэр Мамыржан Рахимов.

С целью оказания мэрии города Баткена в распространении информации, ИПР провел специальную пресс-сессию с участием городских, областных и районных СМИ. На встрече с журналистами первый вице-мэр г.Баткена Мамасадык Султанов и специалист мэрии по социальным вопросам Ибадат Айкынова рассказали о механизме внедрения государственного социального заказа. 

“В центральной части города находятся 4 рынка, однако их границы были определены раньше, еще на уровне села. При этом количество покупателей и продавцов растет с каждым днем. В 70-80% торговых точек, расположенных у центральных улиц города, отсутствуют специальные мусорные баки и урны. Поэтому горожане и гости вынуждены бросать мусор прямо в арыки. Мусор выбрасывают на улицу в любое время суток. Такое положение, в свою очередь, приводит к росту количества различных инфекционных заболеваний. Соблюдением чистоты и порядка должно заниматься предприятие «Тазалык», однако население несвоевременно и не в полном объеме производит оплату услуг по вывозу мусора, что сказывается на финансовом положении и техническом оснащении предприятия. Содержание города в чистоте зависит и от самих горожан. Каждый житель должен относиться к нему как к своему родному дому или двору. Мы бесконечно признательны нашим донорским партнерам, оказавшим нам помощь в прошлом. В частности, в июле 2016 года у нас в городе был реализован проект по организации геронтологических услуг при дневном реабилитационном центре для пожилых на общую сумму 500 тысяч сомов. Проект мы реализовали совместно с ОЮЛ «Айылдык демилге» по заказу Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики. Это и был наш первый успешный опыт по внедрению механизма государственного социального заказа (ГСЗ). Мы понимаем, что сумма в размере 50 тысяч сомов, которую сейчас выделила мэрия Баткена на реализацию механизма ГСЗ не очень большая, но сейчас мы призываем НКО и всех наших жителей помочь нам обеспечить чистоту в городе и повлиять на поведение горожан и гостей, - сказал первый вице-мэр г.Баткен Султанов Мамасадык.

В рамках проекта по ГСЗ органы МСУ города Баткена привлекли медперсонал и врачей для пожилых и одиноких людей. Дополнительно, организовали маршрут по туристическим и культурным местам Ошской и Баткенской областей, были оказаны бесплатные юридические услуги, проведены соревнования по национальным играм «тогуз коргоол», шашки и шахматы, победителям которых были вручены ценные призы и грамоты. Кроме того, был приобретен сосуд объемом 1 тонны для запаса воды в бане и оборудования для парикмахерского салона, где пожилым людям старше 60 лет услуги оказываются бесплатно. 

На сегодняшний день достижением города Баткен можно считать Программу по реализации ГСЗ на один год, проведение обсуждения и ее утверждение городским кенешем. Необходимо отметить, что в процессе составления Программы были проведены исследования по изучению нужд населения, по результатам которых была сформирована информационная база, которая содержит предложения и идеи от граждан и общественных организаций города касательно социальных проблем и общественно-полезных целях.

Конкурс проводится в соответствии с Законом КР «О государственном социальном заказе» и Положением «О порядке проведения конкурса общественно полезных проектов при реализации государственного социального заказа», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 декабря 2017 года №814. Заявку на участие в конкурсе могут отправлять некоммерческие организации с опытом работы не менее одного года в сфере объявленной темы конкурса, не имеющие задолженности по налогам и страховым взносам по государственному социальному страхованию в срок до 12:00 13 июня 2018 года.

Специалист Института политики развития Роза Суранчиева рассказывает о принятом 28 апреля 2017 года Законе КР «О государственном социальном заказе» и принципах внедрения данного механизма: «Механизм ГСЗ оказывает существенное позитивное экономическое воздействие в сфере социального развития страны. Наша практика, основанная на результатах и достижениях в пилотных айылных аймаках, продемонстрировала большие преимущества и адресное оказание услуги. И большую роль в этом процессе играют органы местного самоуправления, так как именно они находятся в непосредственном и постоянном контакте с населением, и хорошо знают потребности уязвимых групп. Органы МСУ способны с меньшими, чем государство, издержками и гораздо быстрее организовать на местах оказание социальных услуг. В рамках реализации проекта «Усиление потенциала Министерства труда и социального развития по реализации социального заказа», Институт политики развития проводит отбор муниципалитетов, готовых применить практику муниципального социального заказа и оказать консультационную поддержку на всех этапах реализации: начиная с определения приоритетных проблем и заканчивая отбором НКО и мониторингом выполнения проекта. По итогам рассмотрения поступивших заявок, были отобраны партнерские муниципалитеты, которым будет оказана всесторонняя консультационная поддержка в выполнении муниципального социального заказа на уровне муниципалитета».

По словам Суранчиевой Розы, в Кыргызстане большое количество муниципалитетов, которые вполне способны решать самые сложные и болезненные проблемы местных сообществ. И это оправданно, так как жителям многих сел просто не добраться до министерских кабинетов, чтобы получить объем услуг, обещанный ему государством. И кто, как не местное самоуправление в лице айыл окмоту, мэрий и местных кенешей может и должен доставить эти услуги до граждан? А на помощь органам МСУ обязательно придут неправительственные некоммерческие организации.

Местные бюджеты, несмотря на большие проблемы с финансированием вопросов местного значения, осознавая важность социальных услуг для сообществ, готовы выделить собственные средства для со-финансирования предоставления социальных услуг. И это должно убедить государство, что местное самоуправление будет вкладывать дополнительные финансы, чтобы население было полностью удовлетворено уровнем оказания услуги, если органы МСУ будут отвечать за нее перед населением. Это подтверждается также практикой многих стран, например, Болгарии, где муниципалитеты в ответ на потребности сообщества даже создают свои, муниципальные социальные услуги, а уже потом обращаются за поддержкой к государству. Но там это работает потому, что государство вместе с финансами делегировало полномочия, ответственность за социальную сферу местному самоуправлению.

Повышение качества социальных услуг и решения проблем сообщества: управление результатом вместо управления процессом. Так сложилось исторически, что государство в сфере социальных услуг больше озабочено управлением процессом, а результат часто выпадает из фокуса внимания чиновников. На деле государство, в целях достижения социальной стабильности, следит, в основном, за тем, чтобы процесс был непрерывным, чтобы «дитя не осталось без присмотра». А вот уже качество, результат этого «присмотра» отходят на второй план. Упрекать за это государство бессмысленно, лучше подумать, как сделать так, чтобы и процесс был непрерывным, и качество его повышалось, и результаты были нужными. Социальный заказ на муниципальном уровне позволяет решить эту проблему.

Эксперт:
Джаманкулова Нургуль
Направления: