На что миллиарды тратятся?

27.09.2012 14:12, —
 Учебная литература

Минфин при поддержке мультидонорского трастового фонда проводит реформы в сфере управления государственными финансами.

Вечерний Бишкек №142 (10506), 25.09.2012, Максим Цой

На что миллиарды тратятся?

На прошлой неделе вниманию широкой общественности был представлен гражданский бюджет. Он издан в виде брошюры, инфографических плакатов и флэш–презентации на кыргызском и русском языках общим тиражом 4 тысячи экземпляров. Разработчики взяли на себя нелегкий труд простым и доступным языком рассказать населению о том, что представляет собой государственный бюджет страны на 2012 год.

— Всех, начиная с высокопоставленных чиновников и заканчивая простыми домохозяйками, интересуют вопросы, как формируется и на что расходуется бюджет, — говорит начальник главного управления реализации бюджетной политики Минфина Канат Асангулов. — Минфин при поддержке мультидонорского трастового фонда проводит реформы в сфере управления государственными финансами. Одно из приоритетных направлений — повышение эффективности и прозрачности расходов государства. В его рамках наше министерство при участии организаций гражданского общества подготовило гражданский бюджет. Этот документ, предназначенный для общественного распространения и ознакомления, включает макроэкономические показатели, позволяющие оценить уровень и темпы развития экономики, баланс между доходами и расходами государства.

По словам чиновника, первая успешная попытка разработки гражданского бюджета была предпринята в прошлом году. В нынешнем году эту полезную инициативу решено было продолжить. Была создана рабочая группа, в состав которой, помимо сотрудников Минфина, вошли представители гражданского сектора — эксперты Института политики развития и Альянса за прозрачный бюджет. Как только гражданский бюджет был подготовлен, его сразу продемонстрировали общественным активистам в Оше, Джалал–Абаде, Караколе, Нарыне и Таласе. Именно им отводится главная роль в распространении информации.

Как отмечает председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова, наличие или отсутствие гражданского бюджета свидетельствует о степени готовности правительства работать открыто и отчитываться за использование государственных финансов. Процесс создания документа выдался непростым, поскольку профессиональные финансисты, а тем более чиновники, не привыкли изъясняться простым языком о сложных понятиях. А гражданский бюджет как раз предполагает краткое и доступное изложение основных показателей государственного бюджета, чтобы их понял каждый, даже не имея специального образования.

— У нас возникла идея изобразить бюджет в виде весов, чаши которых — доходы и расходы государства, — рассказывает один из разработчиков гражданского бюджета Бурул Маймерова. — Если бюджет сбалансирован, что встречается не часто, то на весах равновесие. К сожалению, у нас пока такой картины не наблюдается. Государственные расходы в этом году составляют 106,7 миллиарда сомов, тогда как доходы — 90,3 миллиарда. Возникший дефицит приходится покрывать за счет заимствований — как внутренних, так и внешних. При этом сам бюджет социально ориентирован, потому как на этот сектор приходится большая доля расходов.

По словам Надежды Добрецовой, самое трудное было вычислить подушевые показатели. Стало привычным, что государство, объявляя о том, сколько оно тратит на ту или иную задачу, использует понятия “миллиарды” и “миллионы”. Для рядового гражданина это абстрактные величины, которые он не может ни с чем сопоставить. Гораздо интереснее знать, сколько средств расходуется на содержание одного школьника или чиновника, какова средняя зарплата врачей или учителей, во сколько обходится строительство километра дороги.

— Радует, что Минфин пошел на обнародование таких сведений. Они самые понятные и правдивые, по ним легче всего делать выводы о том, насколько эффективно работает государство, достаточно ли средств выделяется, — подчеркивает Надежда Добрецова. — Но эти данные и труднее всего получить, поскольку информация зачастую закрыта и разбросана по различным министерствам и ведомствам. Например, все еще трудно выяснить, сколько тратит на содержание своих сотрудников каждый из госорганов. Простое деление общей суммы расходов на штатную численность работников некорректно. Как правило, получается запредельная сумма. К примеру, в бюджете Минфина, помимо расходов на содержание аппарата, заложены выплаты по государственным заимствованиям. А если исходить только из фонда заработной платы, то цифры, наоборот, будут заниженными, ведь при этом не учитываются такие виды расходов, как затраты на отопление, ремонт или строительство помещений.

— За рубежом всем доступна информация о том, сколько тратится на содержание одного полицейского или административного служащего. Это право каждого налогоплательщика, он должен знать, на что идут отчисляемые им суммы, и требовать соответствующего качества оказываемых услуг. Мы тоже должны постепенно к этому прийти, — говорит Канат Асангулов. — Пользуясь случаем, хотелось бы внести ясность. Сейчас звучит много критики в связи с тем, что на государственные услуги общего назначения направляется 15 миллиардов сомов. Считается, что эти деньги проедаются чиновниками. Однако это не так. Ведь непосредственно на содержание госаппарата уходит около 3,5 миллиарда. Остальные расходы связаны с обслуживанием внешнего и внутреннего долга, а также трансфертами, направляемыми в регионы. Конечно, это не снимает вопроса эффективности расходования средств.

По идее, гражданский бюджет должен разрабатываться и представляться не осенью, а сразу после принятия бюджета парламентом, а возможно, даже и еще ранее — на стадии обсуждения. Нынешняя задержка, по словам разработчиков, связана с тем, что это фактически первый опыт для Минфина. В будущем они обещают быть более оперативными. Канат Асангулов также добавил, что формат подачи информации будет дорабатываться и совершенствоваться с учетом замечаний и пожеланий экспертов.

— Об обеспечении прозрачности бюджета мы говорим не один год. Особую актуальность эта задача приобретает в свете заявленной программы по борьбе с коррупцией, — отмечает чиновник из Минфина. — Повышение доступа граждан к бюджетной информации — шаг к улучшению странового индекса бюджетной прозрачности и общего рейтинга страны. Такие исследования проводятся раз в два года. Пока нам особо нечем похвастаться. Наша страна находится на 75–м месте в мировом рейтинге, что соответствует уровню африканских стран.