Не оказаться бы в пролете

09.11.2012 12:19, —
 Учебная литература

Совет по обеспечению прозрачности финансовой деятельности Центра транзитных перевозок в международном аэропорту “Манас” огласил первые сведения, касающиеся поставок топлива и отчислений в бюджет со стороны подрядчиков.

Вечерний Бишкек №166 (10530), 7.11.2012, Максим Цой

Не оказаться бы в пролете

Совет по обеспечению прозрачности финансовой деятельности Центра транзитных перевозок в международном аэропорту “Манас” огласил первые сведения, касающиеся поставок топлива и отчислений в бюджет со стороны подрядчиков.

Как рассказал председатель совета Темирбек Шабданалиев, возглавляемая им общественная организация была создана ровно год назад указом экс–президента Розы Отунбаевой. Перед ней были поставлены три задачи: обеспечение прозрачности финансовых потоков, идущих от ЦТП, выработка рекомендаций по их эффективному использованию и информирование общественности. Внутри совета действуют несколько комиссий, каждая из которых занимается отдельными вопросами.

Зампред общественной организации Нурбек Элебаев отмечает, что за последнее время произошли существенные сдвиги в отношениях между советом и поставщиками топлива.

— Мы наконец–то добились согласия поставщиков раскрывать информацию об объемах топлива. Ранее ее можно было получить разве что от самого ЦТП. Поставки авиатоплива и связанных с ними платежей — интересующий многих вопрос. И это понятно, ведь до 2010 года ими занимались коммерческие структуры, связанные с руководством страны. Вначале эту деятельность курировал сын президента Акаева — Айдар. Позже его сменил сын следующего президента — Максим Бакиев, — отметил Нурбек Элебаев.

Он рассказал, что ныне поставками авиатоплива занимаются две компании — “Уолрд Фьюел Сервисис” и “Газпромнефть Аэро–Кыргызстан”. Обе компании имеют офисы в Кыргызстане. Первая — крупный поставщик авиатоплива, базирующийся в Америке. Она была отобрана по тендеру, проводившемуся Министерством обороны США, и начала свою деятельность в Кыргызстане с февраля этого года.

ОсОО “Газпромнефть Аэро” — совместное кыргызско–российское предприятие. 51–процентная доля его принадлежит российской стороне. Компания действует с ноября прошлого года.

Обе компании поставляют приблизительно одинаковые объемы топлива — примерно по 5,5–5,7 миллиона галлонов в месяц. “Газпромнефть Аэро” за девять месяцев поставило 45 миллионов 864 тысячи галлонов на сумму 165 миллионов 826 тысяч долларов, а “Уолрд Фьюел Сервисис” — 34 миллиона 633 тысячи галлонов стоимостью 100 миллионов 571 тысяча долларов.

— Важно также то, что оба поставщика согласны предоставлять информацию по налогам и платежам. Ранее неоднократные попытки с нашей стороны получить эти сведения от Государственной налоговой службы натыкались на преграды. Налоговики отказывали нам, ссылаясь на то, что по закону должно быть согласие самого налогоплательщика. Поэтому уже в следующем году, думаю, мы сможем представить общественности более полную картину, — сказал Элебаев.

Он пояснил, что по соглашению между правительствами Кыргызстана и США обе компании освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Но, поскольку в них работают местные граждане, предприятия отчисляют подоходный налог и социальные платежи.

На сегодня данные имеются лишь по компании “Газпромнефть Аэро”. За 8 месяцев общая сумма налогов и сборов у нее составила 126 миллионов 279 тысяч сомов. Из них 12 миллионов 689 тысяч сомов — социальные платежи. В соответствии с договоренностью и уставом компании определяется расчетная прибыль, которая по окончании месяца перечисляется каждой из сторон. Кыргызская получила 147 миллионов сомов.

— Первую информацию мы получили лишь в середине сентября. Прикрываясь законом о коммерческий тайне, никто не желал нам ее выдавать. Мы не правоохранительные органы, не налоговики, чтобы проверять финансовые документы. Но используем все возможности, чтобы получить информацию, — сказал Шабданалиев. — В ходе нашей деятельности выявили более 700 контрактеров ЦТП, которыми также скоро займемся. Если понадобиться, будем обращаться за помощью в правоохранительные органы.

— Компании раскрываются постепенно, шаг за шагом. Вначале дали сведения по объемам поставок, теперь — по налогам и платежам. Далее мы обратимся в Налоговую службу, а затем в Минфин и казначейство, чтобы узнать, как регулярно и насколько пополняется бюджет за счет отчислений поставщиков. Нам сильно мешает бюрократизм и отсутствие всякого рода поддержки, которую должен бы осуществлять аппарат президента, который учредил наш совет, — заключил Элебаев.

авторитетно

Председатель фонда “Прогресс” Адиль ТУРДУКУЛОВ полагает, что предпосылки для существования коррупционных схем при поставках авиатоплива по–прежнему существуют. Подтверждение тому, по его словам, закрытость деятельности компаний–поставщиков, которые до сих пор не выходят на прямой контакт с общественностью.

— Принципиальную важность имеют не только суммы налогов и дивидендов (они, на мой взгляд, занижены), но и вопрос о том, с каких нефтехранилищ затем поступает топливо в ЦТП. Именно владельцам нефтехранилищ достаются основные барыши. У нас до сих пор нет официальной информации, кто ими владеет. Поставщик “Уолрд Фьюел Сервисис” — оффшорная компания, главный офис, которой расположен в Гибралтаре. Информация о том, что ее отобрали открытым тендером, — неправда. Американцы выбирают компанию, у которой есть эксклюзивное право на пользование специальными нефтехранилищами, — отмечает Турдукулов. — Я предполагаю, что выбор пал на “Уолрд Фьюел Сервисис” потому, что ее интересы пролоббировал бывший премьер Омурбек Бабанов, с которым аффилированы нефтехранилища в Кыргызстане. Никакой информации о деятельности этой компании у нас нет.

Вызывает удивление, что на протяжении всех разговоров о поставках топлива ни одного комментария от представителей компании нет. Это может говорить только о том, что они бегут от ответа. Не стоит все время ссылаться на американцев, они у нас уровень коррупции никогда не снизят. Эту проблему можно решить только должным гражданским контролем и нормальными действиями правоохранительных органов. Сколько было скандалов вокруг всех подрядных организаций, доставлявших топливо в ЦТП, и ни одного уголовного дела не возбуждено. Наши власти до сих пор не заинтересованы в том, чтобы сломать коррупционную схему. Кыргызские чиновники по–прежнему диктуют американцам свои условия, как это было и раньше.