Откройте двери нуждающимся в помощи

ДОБРЕЦОВА Надежда, Председатель Правления Института политики развития
автор:
ДОБРЕЦОВА Надежда, Председатель Правления Института политики развития
09.06.2017 17:14
В местных сообществах действительно проживает большое количество людей, которые не учтены системой. Детей с ограниченными возможностями здоровья в селах нередко вообще прячут от посторонних глаз, они могут годами не выходить из дома. А сколько одиноких стариков даже не обращаются за помощью, о которой, скорее всего, не знают?

То есть людей, нуждающихся в оказании именно таких услуг, гораздо больше, чем мы привыкли думать и чем видно из официальной статистики. И проблема в том, что государством не выстроена система оказания услуг таким группам лиц. И спасибо депутатам ЖК, которые услышали об этой проблеме и создали рабочую группу, объединив представителей и правительства, и организаций, представляющих интересы категорий этих лиц, и экспертов.

Вопросы управления у нас разграничены между государством и местным самоуправлением, разделены и бюджеты на республиканский и местные. Предоставление соцуслуг — это государственная гарантия, а значит, на государстве лежит и ответственность за их оказание, поэтому социальные услуги должны финансироваться из республиканского бюджета. Соответственно органы местного самоуправления не могут финансировать их из своих бюджетов. Мы изучали ситуацию в разных регионах страны и увидели, что органы МСУ все–таки пытаются помочь своим жителям в трудной жизненной ситуации. Люди просят: мол, откройте центр для детей–инвалидов на территории села; допустим, это 15–20 семей с больными ребятишками, мамы которых должны работать, чтобы было на что жить. Проявляют какие–то инициативы, приходят доноры, но через какое–то время, как уже говорилось, проект заканчивается, а дети и взрослые с особыми потребностями остаются без поддержки. И их близкие вновь обращаются к местному самоуправлению за помощью. И чаще всего глава айыл окмоту не может отказать, потому что ему каждый день встречать этих людей на улице, смотреть им в глаза, они — его избиратели. Это совершенно другие психологические связи, нежели у сельского жителя с бишкекским чиновником.
Но Счетная палата наказывает таких руководителей за нецелевое использование средств из местного бюджета. В результате сложилась парадоксальная ситуация: все понимают, что проблема есть, ее нужно решать, но закон не позволяет органам МСУ предоставлять эти услуги. Соответственно вопрос надо решать на законодательном уровне.
Но нужно понимать, что просто взять и “повесить” на органы МСУ ответственность за социальные услуги нельзя, конституционный принцип разграничения полномочий и бюджетов не позволит. Однако государство может делегировать органам МСУ выполнение своих полномочий, но для этого нужно внести изменения в соответствующие нормативные акты. И самое главное — для этого нужны ресурсы, потому что в местном бюджете есть деньги только на решение вопросов местного значения.
И, конечно, органы МСУ могут оказывать далеко не все услуги, а только самые простые: допустим, помочь одинокому пожилому человеку помыться или выделить помещение, где дети из малообеспеченных семей или дети–инвалиды хотя бы часа четыре могли поиграть, позаниматься на компьютере, пока их родители заняты работой.
В некоторых селах люди сами пытаются организовать такие группы, чтобы помочь друг другу. Но у них очень мало для этого ресурсов. И раз уж государство заявило, что оно гарантирует оказание социальных услуг, то должно предпринять определенные действия, чтобы эти гарантии были воплощены на практике. Поэтому часть соцуслуг, хотя бы самых простых, надо делегировать МСУ, потому что это дешевле для государства.

Прочитать полную версию можно пройдя по ссылке: http://members.vb.kg/2017/06/09/ravnye/1.html