Участники были представителями муниципалитетов и поставщики услуг, которые активно работают в рамках проекта и могли бы извлечь максимальную пользу из данного визита и внедрить передовой опыт в Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областях, где реализуется проект.
Делегация Кыргызстана во время однонедельной поездки смогла посетить различные муниципалитеты в городах Софии и Разлога, а также познакомиться с организацией управления муниципалитетом, организацией досуга и культурными услугами, управлением отходами, обеспечением питьевой водой и развитием местного самоуправления. Данная поездка была очень полезной для участников, у которых в корне изменилось понимание механизма предоставления услуг. Услуги не могут быть предоставлены спонтанно, и требуют стратегического и тщательного планирования, тарифы должны быть экономически оправданными. Административные услуги должны быть организованы по принципу «единого окна», чтобы улучшить доступность и эффективность по времени. В данном направлении в этом году был начат проект Таза Коом по электронному управлению в Кыргызстане, в рамках которого можно автоматизировать и сделать прозрачными предоставление услуг.
Досуг и культура: Вдохновленные примером читалищ (Дом культуры) Болгарии, участники решили разработать календарный план своих муниципалитетов, чтобы привлечь больше людей и организовать провождение свободного времени интересным и эффективным способом. Кроме того, муниципальные представители из Кыргызстана подчеркнули насколько сьрана зеленая, чо влияет на экологию и здоровье населения, и увидели, насколько важно строить интересные и удобные парки для жителей. Они попытаются предпринять нетрадиционные подходы для КР в организации и строительства парков.
Аутсорсинг предоставления услуг: Еще один важный момент, которые участники ознакомительной поездки отметили заключается в том, насколько рентабельным и эффективным с точки зрения организации является привлечение частных компаний услуг, вместо создания муниципальных предприятий для предоставления определенного вида услуг. Это применимо для сбора мусора и утилизации твердых отходов в случае Кыргызстана.
Питьевая вода: участники поняли, что им необходимо продвигать культуру оплаты за потребленную воду и вводить счетчики воды, чтобы потребители больше заботились и экономили воду. Кроме того, слишком низкие тарифы на воду в Кыргызской Республике должны быть пересчитаны и экономически обоснованы, объяснены и приняты местными жителями посредством общественных слушаний с целью улучшения услуг по водоснабжению и водоочистке.
Визит в Болгарию дал возможность участникам понять и осознать, что основной функцией муниципалитета является не создание и развитие муниципальных предприятий, а организация предоставления привлекательных и доступных для общественности услуг. Болгарские модели, хотя и в значительной степени поддерживаются ЕС, являются примерами хорошей практики и предоставили всеобъемлющую информацию о том, как предоставление услуг муниципалитетами может быть организовано эффективным образом даже при ограниченных финансовых возможностях. По возвращению участники разработали планы действий по внедрению накопленного опыта в своих муниципалитетах при поддержке АО, грантов проекта «Улучшение услуг на местном уровне» и технической поддержки.