Грамотному человеку никакие кризисы не страшны

17.12.2013 15:05
17 декабря 2013 г. в Институте политики развития состоялась пресс-сессия в рамках Школы экономической журналистики.
Грамотному человеку никакие кризисы не страшны

17 декабря 2013 г. в Институте политики развития состоялась пресс-сессия в рамках Школы экономической журналистики. На повестке была актуальнейшая на сегодняшний день тема - «Финансовая грамотность против экономических вызовов, угроз и кризисов».

Ряд серьезных потрясений, расшатавших стабильность мировой экономики, показал, что люди могут быть беспомощны перед банкротством и кризисом крупнейших компаний и даже целых государств. И такое возможно не только в беднейших регионах, где проживает малограмотное население, но и в довольно развитых, благополучных государствах. А причина во многом кроется в финансовой безграмотности простых людей. Кыргызстанцы не исключение. Неслучайно об этой проблеме и необходимости ее решения говорят на разных уровнях: в правительстве, бизнес-среде, НПО, экспертном сообществе. Да и сами потребители различных товаров и услуг нередко признаются, что подучиться им не мешало бы. 

Учитывая важность вопроса повышения финансовой грамотности, Ассоциация Микрофинансовых Организаций (АМФО) в рамках проекта по финансовому образованию для населения страны в период с 2012-2013 год реализовала ряд мероприятий. Об этом рассказала журналистам исполнительный директор АМФО Наргиза Жолдошева. По ее словам, внимание участников микрофинансового сектора было акцентировано на объективной значимости создания действенных механизмов по защите прав потребителей финансовых услуг и при одновременном повышении уровня их просвещенности. При поддержке членов и доноров была проведена кампания по финансовой грамотности: организован прокат анимационных роликов на ТВ в октябре-ноябре 2012 года и распространены постеры «Золотые правила заемщиков».

Информационный материал, который продемонстрировала Н.Жолдошева, приятно удивил журналистов емкостью содержания, легкостью и простотой изложения. Такая форма, по словам спикера, понятна и доступна всем слоям населения, даже детям.

Независимый эксперт Буажар Абдыкадырова, разработчик материалов по финансовой грамотности, ответила на вопросы участников о том, как отличить серьезных микрофинансовых компаний от ростовщиков, на что необходимо обращать внимание заемщикам, чтобы не быть обманутым или не обмануться в своих ожиданиях "золотого дождя". Она порекомендовала журналистам чаще писать о финансовых пирамидах, которые были и есть на наших рынках. Эти псевдо кредиторы были причиной не одной семейной драмы.

По словам разработчиков и исполнителей, в основу концепции при разработке материалов кампании легли основные три направления:

  • Семейный бюджет и планирование 
  • Сбережения
  • Кредиты

Проведение подобных мероприятий явилось ответом на вызов времени. Актуальность в подобном просвещении назрела давно: в большинстве своем, старшее поколение, жившее в эпоху социалистического и постперестроечного времени, не имело возможности получения практических знаний в данной области. А наши современники живут в условиях рыночной экономики и нуждаются в получении навыков управления и рационального использования своих финансовых ресурсов, а также грамотного потребительского поведения при оказании финансовых услуг для всего населения.

Ассоциацией МФО при финансовой поддержке CIPE (Центра международного частного предпринимательства) было разработано руководство по финансовой грамотности для начинающих предпринимателей. Ибо успешный малый бизнес - это инструмент обеспечения долгосрочной социальной стабильности общества, экономической безопасности страны. Одновременно важно поддерживать развитие микрофинансовых организаций, которые вовлекают в сферу финансовых услуг те слои населения, которые не могут по тем или иным причинам обслуживаться в коммерческих банках.