Семинар был организован с целью выявления системных характерных особенностей местного управления в Центральной Азии для формирования оптимальной региональной модели с участием местных сообществ. Участники семинара – эксперты и представители органов управления Кыргызстана и Узбекистана – обменялись уроками, полученными в сфере развития местного управления и самоуправления, а также обсудили системные особенности, характерные для стран региона, сходство которых обусловлено общей историей, традициями, культурными кодами и практиками.
«Каждая страна уникальна. В мире существует огромное количество модели самоуправления, и Узбекистан – не исключение. Мы с большим интересом изучаем опыт наших соседей через призму «махалли», сравнивая с нашей системой, которая сложилась за прошедшие 30 лет. Наше совместное мероприятие совпало с финальным этапом огромной реформы в Кыргызстане – административно-территориальной реформой, в результате которой количество муниципалитетов в Кыргызстане сократилось приблизительно на 40%, то есть если до АТР было 484, то после – 368. Во времена СССР на территории сегодняшнего Кыргызстана были организованы сельские советы, колхозы, совхозы, созданные на основе родоплеменных отношений. С тех пор ничего почти не изменилось. Это и есть особенность кыргызского народа, и эта модель оказалась схода с узбекскими махалля. И это не единый случай схожести наших систем и государственного устройства, в чем мы убедились в течение двух дней», – сказал Алмазбек АКМАТАЛИЕВ, ректор Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики.
Руководитель программы FCDO/EGED Джафар Усманов обратил внимание участников встречи на два ключевых категорий – местное самоуправление и местное развитие: «Таким образом, мы подчеркиваем важность процесса организации жизни в местных сообществах с целью обеспечения устойчивого и самодостаточного развития сообществ. Ведь несмотря на мировую тенденцию урбанизации, население в Кыргызстане и Узбекистане преимущественно проживает в сельской местности: около 65% населения в Кыргызстане и около 49%. И в обеих странах первичной задачей стоит развитие регионов, где краеугольным компонентом является эффективность определения приоритетов развития, планирования и реализация. И мы считаем, что развитые регионы – это залог успешного достижения более амбициозных задач устойчивого развития страны. В свою очередь содействие экономическому развитию обеих стран соответствует целям двустороннего сотрудничества между Британией и нашими странами. В ходе недавнего официального визита министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона он выразил заинтересованность в партнерстве во благо всех трех стран. Одна из задач нашей программы EGED является содействие системе местного управления и местным сообществам лучшим образом организовать управлением местным развитием, чтобы решение государственных властей, которые основаны на данных, на доказательной базе привели к лучшим результатам с учетом имеющихся ресурсов, а граждане и местное сообщество имели платформы и возможности для выражения своего мнения и участия в организации жизни в своих сообществах. И работая на территории четырех стран – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, помимо поставленных задач программы, мы признаем, что важное значение имеет содействие обмену опытом между нашими странами. В частности, в таком вопросе, как совершенствование местного самоуправления в целях обеспечения развития через обмен идеями и наработками».
«Местное самоуправление становится сильным и успешным только тогда, когда отвечает ожиданиям и потребностям местных сообществ, приверженных своим традициям, истории, культуре. У местных сообществ в Кыргызстане и Узбекистане есть свои традиционные формы местного самоуправления – курултай, махалля, ашар и др., о которых мы сегодня узнали еще больше. Они приобретают новое звучание, новое воплощение как в законодательстве, так и в жизни, а местное самоуправление в наших странах наполняется местным контекстом и самобытностью. Это интересный и важный процесс, который требует осмысления», – сказала Асель КУРМАНАЛИЕВА, директор Академии местного управления Центральной Азии, приветствуя участников.
Полуторадневный семинар прошел в формате панельных дискуссий, в ходе которых участники рассмотрели конституционные рамки местного самоуправления в Кыргызстане и Узбекистане, традиционные формы самоорганизации и самоуправления в местных сообществах, изучили опыт работы местных кенешей и кенгашей, опыт внедрения 30%-ной гендерной квоты и опыт местных сообществ, гражданского общества и местных органов управления в преодолении бедности и инклюзивном экономическом росте, обсудили вопросы межбюджетных отношений и уроки Кыргызстана и тренд в Узбекистане в вопросах субсидиарной ответственности, и ознакомились с результатами региональный исследования в гендерном контексте с учетом иерархии ценностей.
«Нам хотелось понять, как соседняя крупная страна собирается реформировать эту систему управления, каким видит местное самоуправление в будущем. И то определение местного самоуправления, которое появилось в Конституции Узбекистана, оно стало очень важной вехой на этапе становления местного самоуправления региона в целом. Потому что первая часть определения местного самоуправления звучит очень похоже на то определение, которое дает Европейская Хартия местного самоуправления[1] – международно-признанное определение, как право и возможность граждан или сообществ решать определенную часть вопросов в своих интересах. Но расширение, которое идет после этой традиционной части, прозвучало абсолютной новеллой. Это расширение по факту локализует универсальную международную формулировку и звучит, что «все это право должно быть реализовано исходя из своих интересов исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей местных обычаев и традиций». И вот это определение – это не просто изменение правового поля. Это – сигнал о том, что в регионе осознанно формируется некая собственная модель, собственный бренд местного самоуправления, который ясно говорит о том, что мы локализуем замечательную международную универсальную формулировку с учетом своих традиций, ценностей, что очень важно. Потому что мы в Кыргызстане очень давно говорим об этом, но в Узбекистане это получило конституционное закрепление. И это соответствует международному тренду», – сказала Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления Института политики развития, модератор семинара.
С целью обсуждения извлеченных уроков и системных особенностей оптимальной модели местного управления с участием местных сообществ, характерных для Кыргызстана и Узбекистана, на второй день семинара участникам была предоставлена возможность работы в группах для. По результатам работ группы разработали совместные инициативы и проекты для развития нового сотрудничества с учетом особенностей существующих систем управления двух стран. Среди поступивших инициатив были озвучены такие темы, как:
«Мы предложили инициативу сотрудничества между нашими кенешами. Совместно с нашими партнерами – Центром – мы видим это в формате обменных визитов, когда представители наших кенешей городов районного, областного и республиканского значений встретятся со своими коллегами в Узбекистане. Это может быть какая-то приграничная зона, где мы можем так же пригласить и местных депутатов. У Союза МСУ КР уже есть подобный опыт сотрудничества с муниципалитетами Российской Федерацией, и мы подтверждаем его эффективность. Мы также хотели бы изучить деятельность Отдела при Сенате, который работает с кенешами. Мы могли бы привлечь к изучению данного опыта и представителей нашего Парламента (Жогорку Кенеша). Мы сейчас, конечно, участвуем на заседаниях Комитетов и Комиссий, но в ЖК нет специального отдела, который плотно и целенаправленно работает с муниципалитетами», – сказал Бектурган ОРОЗБАЕВ, директор Союза МСУ КР.
Кандидат экономических наук, национальный консультант Комитета по бюджету Сената Олий Мажлис, доцент Ташкентского государственного экономического университета СРОЖИДДИНОВА Зарина предложила кыргызстанским коллегам определиться «более точечно»: «В Узбекистане с позапрошлого года местные кенгаши несут ответственность за принятие бюджетов. А как мы все знаем, депутаты – это разношерстная публика, у которой нет знаний о финансах. И мы обучали их, по приглашению, на предмет понимания таких понятий, как: что такое финансы и каким образом депутат должен реализовать свои функции, рассматривая бюджет. У нас есть Агентство госуправления, у которой есть специальные программы по подготовке депутатов. И я бы предложила вам изучить их работу в данном направлении, то есть подготовке депутатов к работе с бюджетом».
Менеджер Программы «Партнерство «За развитие МСУ» Алия МЫРСАЛИЕВА отметила важность вовлечения представителей молодежи во все сферы сотрудничества: «В своей работе мы разделили на группы, для каждой из которых предложили свои направления. Например, для молодежи обеих стран (до 30 лет) – проведение регионального хакатона, который будет нацелен на разработку совместных инициатив в области, возможно, услуг на местном уровне, вопросов инклюзивной вовлеченности, и других точек, которые существуют в обеих странах. Также предлагаем включение доноров, но не как спонсоров, как обычно, а как экспертную поддержку, чтобы они поделились своим опытом (лучшей практикой). По итогам хакатона мы ожидаем старт-апы или какие-то инновационные идеи от молодежи, которые будут поддержаны НКО / ННО. Наши коллеги из Узбекистана подтвердили, что имеют и опыт проведения подобного хакатона, и место на территории Джизакской области».
Исполнительный директор Центра социально-экономической, правовой поддержки “Istiqlol avlodi” УМАРОВ Тохир выразил благодарность организаторам мероприятия, отметив его важность и вклад в установлении двусторонних связей в сфере обмена опытом, и уверенность в то, что оно будет способствовать партнерству и братству двух стран.
Подводя итоги мероприятия, модератор Надежда ДОБРЕЦОВА отметила, что «родственные связи и общая история двух стран никуда не делась», но за 30 лет система управления ушли в свои стороны и сильно отличаются друг от друга.
«Мы просто привыкли по инерции, что мы похожи, но эти 2 дня показали, что у нас есть свои собственные уроки, которые представляют ценности. И практические идеи, которые сегодня родились, они вполне жизнеспособны и имеют хорошие шансы быть реализованными, потому что они вышли из взаимного интереса, а не с чьей-то подачи. Следующим шагом у нас будет развитие этих идей, но только после обобщения в письменном виде, чтобы вы могли дополнить или предложить какие-то детали или уточнения. И все наши дальнейшие шаги будут зависеть от нас самих, наших желаний и реальных возможностей», – сказала она.
Мероприятие проведено при поддержке Программы «Эффективное управление для экономического развития, финансируемой Правительством Великобритании, через Институт политики развития и Академию местного управления Центральной Азии, которые являются партнерами Партнерства «За развитие МСУ в Кыргызской Республике»[2]. Участие делегации из Республики Узбекистан стало возможным в рамках поддержки Проекта USAID «Содействие развитию органов государственной власти на местах», реализуемого на территории Республики Узбекистан.
_______________
[1] Европейская хартия местного самоуправления была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Европейская_хартия_местного_самоуправления
[2] Партнерство «За развитие МСУ в Кыргызской Республике» создано общественным объединением «Институт политики развития», объединением юридических лиц «Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики» и учреждением «Академия местного управления Центральной Азии» с целью объединения усилий и совместного осуществления деятельности, направленной на развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике. Партнерство получило финансовую поддержку правительства Швейцарии.