Внешние инвестиции позволят Кыргызстану интегрироваться в мировую геополитику и геоэкономику за счет открывающихся новых возможностей проекта «Один пояс – один путь». Кыргызстан включен в справочник ЮНКТАД «Инвестиции на Шелковом пути»[1]. Это прямо или косвенно окажет влияние на гражданское общество. Экономическая интеграция должна приводить к интеграции демократических ценностей, прав и свобод граждан, способствовать развитию гражданского общества. Гражданское общество, со своей стороны, является не только бенефициаром выгод, получаемых от инвестиций, но и участником всего инвестиционного процесса.
Видеозапись обсуждения доступна по ссылке: https://www.youtube.com/embed/uBDevJL93KY
30 июля 2021 года на площадке Портала лучших практик МСУ Кыргызской Республики www.myktyaimak.gov.kg Институт политики развития (ИПР) провел онлайн «круглый стол» на тему «Влияние внешних инвестиций на гражданское сообщество Кыргызской Республики». В рамках мероприятия участникам, в лице представителей гражданского общества, лидеров местных сообществ и депутатов местных кенешей, были представлены результаты исследования, проведенного ИПР на местном и на международном уровнях, и рекомендации 5 ключевым участникам процесса: правительствам Кыргызской Республики и Китая; инвесторам; НКО; органам МСУ; донорам, партнерам по развитию.
Исследование, посвященное вопросам влияния внешних инвестиций[2] на гражданское сообщество Кыргызской Республики, рассматривало отношения государства и гражданского общества в сфере привлечения внешних инвестиций. Перед авторами стояли два основных вопроса:
Данное исследование – практически первая попытка в стране оценить потенциал взаимного воздействия инвестиций на гражданского общество и наоборот. Вместе с тем, исследование открывает широкий набор возможностей для инвесторов, власти и гражданского общества для построения многостороннего сотрудничества, которое должно усилить мультипликативные эффекты и максимизировать потенциальные выгоды, которые может принести Кыргызской Республике участие в Инициативе «Один пояс – один путь» (далее – ОПОП). В фокусе исследования были три объекта гражданского общества – это некоммерческие организации (НКО), местные сообщества и эксперты. Цель – понять, какое место и роль могут играть субъекты гражданского общества в процессах привлечения внешних инвестиций.
По результатам проведенного исследования разработаны рекомендации правительствам Кыргызской Республики и Китая, исходящие из реализации всех выгод, предлагаемых Инициативой «Один пояс – один путь», и презентованные участникам «круглого стола».
Приветствуя участников, председатель правления ИПР Надежда Добрецова обратила внимание участников на важный момент, выявленный в ходе исследования: «Местные сообщества и органы местного самоуправления крайне нуждаются в активизации инвестиционного процесса. Это касается, как прямых иностранных инвестиций, так и государственных и межгосударственных инвестиций в инфраструктуру. И в этом процессе важное значение имеют умение, навыки и знания по взаимодействию с инвесторами. Для Кыргызстана инициатива «Один пояс – один путь» открывает хорошие перспективы для экономического роста. Есть специальные исследования, которые показывают, как это может отразиться на нашем ВВП, рабочей силе, инфраструктуре, на уровне жизни. Но все эти возможности могут быть реализованы справедливо и на благо страны только в том случае, если мы будем осознанно принимать участие в этом процесс не только в лице МЭФ, но и в лице гражданского общества. И в этом отношении НКО могут выступить как фактором развития, так и фактором сдерживания, в зависимости от позиции, которую они займут».
Представитель независимого исследовательского института Монголии (IRIM) Minjirmaa Namjinbaatar поделилась информацией о влиянии Проекта на гражданское общество «Один пояс – один путь» (ОПОП) на примере Монголии.
«Совсем недавно мы завершили исследовательский проект, основанный на действиях в Центральной и Южной Азии, совместно с Innovation for change (I4C)[3]. Все наши проекты были сосредоточены на инициативе «Один пояс» или региональных инвестиционных проблемах в различных секторах, таких как ОГО или вопросы прав человека. Наша команда из IRIM получила почти 15 различных исследовательских предложений из 9 стран, из которых мы отобрали три проекта на реализацию. Один проект реализован здесь, в Кыргызстане. Наша команда довольна этим проектом, который успешно реализован, несмотря на то, что это всё было проведено в сжатые сроки. Мы получили хорошо составленный исследовательский отчет из Кыргызстана. Я считаю, что влияние иностранных инвестиций на гражданское общество в Кыргызстане очень важно не только в Кыргызстане, но и в Центральной Азии, а также в большинстве стран Южной Азии. Поэтому считаю, что результаты сегодняшнего обсуждения и рекомендации будут полезны для нас и наших коллег из других стран для дальнейших улучшений действий», - сказала представитель IRIM.
Далее были презентованы результаты исследования.
«Наш обзор инвестиционной ситуации в Кыргызстане включал анализ статистической информации Национального статистического комитета Кыргызской Республики, обзоры и рекомендации специалистов по внешним инвестициям Министерства экономики и финансов Кыргызской Республики, обзор сайтов, средств массовой информации, по результатам которых выявлены факты, когда гражданское общество влияет не только на приток прямых иностранных инвестиций, но и на отток[4]. Анализ инвестиционных показателей Кыргызстана показал, что за последние годы инвестиционных климат в стране ухудшился, о чем свидетельствуют данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики. Ключевой показатель – приток прямых иностранных инвестиций – сократился на 55,6% в 2020 году по сравнению с 2019 годом[5]. Ухудшение ситуации связано не только с политикой внешних инвестиций Кыргызстана, но и влиянием COVID-19. Падение показателей, в том числе, прямых иностранных инвестиций связано с различными факторами: от политических условий до законодательной базы. Например, значение показателя реинвестированной прибыли по отношению к аналогичному периоду прошлого года составило только 41%[6]. По мнению экспертов, «не до конца исследованы вопросы трансформации инвестиционного климата для иностранных инвесторов с учетом стратегических задач государства и мирового опыта[7]», - сказала Айнура Балакунова, автор исследовательской группы ИПР[8].
По завершении презентации состоялось обсуждение, в ходе которого участники внесли свои предложения, высказали мнения и задали авторам исследования уточняющие вопросы.
________________