24 апреля 2020 года
Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики
и Института политики развития
к проекту БЮДЖЕТНОЙ РЕЗОЛЮЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОЮЛ «Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики» (далее – Союз МСУ)1 и ОО «Институт политики развития»2 (далее – ИПР), рассмотрев проект Бюджетной Резолюции Кыргызской Республики на 2021 год и прогноз на 2022-2023 годы, сообщает следующее:
Данный проект Бюджетной Резолюции существенно отличается от Бюджетной Резолюции предыдущих лет. В частности, наряду с другими вопросами развития бюджетной системы КР, документ содержит важные проблемные вопросы в системе местного самоуправления, которые требуют решения в ближайшие годы. Кроме того, в проекте Бюджетной Резолюции учтены многие предложения, озвученные Союзом МСУ и ИПР во время Парламентских слушаний на тему «Развитие межбюджетных отношений в КР».
Однако практика показывает, что Правительство и Жогорку Кенеш КР при формировании и принятии республиканского бюджета, все еще недостаточно учитывают интересы органов МСУ и их реальные потребности, что влечет за собой дисбаланс в финансировании органов МСУ и затрудняет для органов МСУ эффективное решение поставленных перед ними задач. Отсутствие конструктивного диалога в бюджетном процессе между МСУ и центром приводит к возникновению проблем в вопросах:
Принятая в 2016 г. постановлением Правительства КР от 10 марта 2016 г. № 116 Концепция развития межбюджетных отношений в КР на период 2016-2019 гг. описывала целый ряд прогрессивных подходов к совершенствованию системы межбюджетных отношений, ее реформированию и выводу на новый уровень эффективности. К сожалению, большинство задач Концепции остались нереализованными.
Несмотря на указы Президента Кыргызской Республики, усилия Правительства и меры, принятые в 2019 году, доля доходов местных бюджетов в общих доходах местных и республиканского бюджетов в течение последних шести лет не растет, хотя доходы республиканского бюджета растут устойчивыми темпами. Это означает, что распределение доходов между местными и республиканским бюджетами никак не учитывает приоритеты страны в отношении регионального развития. В результате, органам МСУ не хватает ресурсов для качественного исполнения собственных функций и делегированных государством полномочий.
События весны 2020 года, связанные с эпидемией COVID-19, также обнажили ряд проблем органов МСУ, связанных с незавершенным разграничением расходных обязательств между республиканским и местными бюджетами, а также несовершенством межбюджетных отношений в целом. |
Так, анализ ситуации, проведенный ИПР при поддержке Проекта “Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс”3 в апреле 2020 года, показал, что с задачами по финансированию противоэпидемиологических мероприятий и самоизоляции граждан относительно справляются крупные не дотационные органы МСУ. Однако расходы на данные цели несут все органы МСУ, вне зависимости от размера их бюджета и наличия выравнивающего гранта. Органы МСУ за счет собственных средств финансируют:
Часть этих расходов не может быть признана собственной функцией органов МСУ, например, приобретение защитных средств для работников здравоохранения и оказание массовой материальной помощи.
Особую тревогу вызывает финансовая способность органов МСУ обеспечить подготовку объектов здравоохранения к лечению инфицированных COVID-19. Ситуация, сложившаяся вокруг некоторых ГСВ, финансируемых из местного бюджета, говорит о том, что такие существенные различия в материально-техническом оснащении объектов, находящихся в ведении Министерства здравоохранения КР, и объектами, находящимися в ведении органов МСУ, могут привести к самым негативным последствиям, как для самих врачей и их семей, так и для общества. В целом в Кыргызской Республике многие органы МСУ продолжают финансировать некоторые расходы объектов здравоохранения, находящихся в муниципальной собственности.
Тревогу также вызывает финансовая способность органов МСУ обеспечить надлежащее санитарное состояние объектов образования – общеобразовательных школ и частично детских садов. Во множестве сельских школ питьевая вода доступна только по 3-5 часов в день, наблюдается практически повсеместное и полное отсутствие канализации, не хватает умывальников, нет горячей воды. Учитывая общую ситуацию в отношении местных бюджетов, есть большие сомнения в том, что органы МСУ смогут в течение лета 2020 года решить эти вопросы и обеспечить эпидемиологическую безопасность школьников к началу нового учебного года.
При этом сама функция образования не является вопросом местного значения, не входит в собственные функции органов МСУ, но фактически сейчас власть и общество возложат на органы МСУ ответственность за здоровье и жизнь детей, поскольку нет гарантии, что угроза заражения COVID-19 будет полностью устранена к сентябрю 2020 года. Обращаем Ваше внимание, что в течение 2018-2019 гг. Правительство КР рассматривало вопрос о передаче зданий общеобразовательных школ в государственную собственность, в управление Министерства образования КР, однако вопрос так и не был решен, несмотря на принятые решения и озвученную политическую волю.
На основании изложенного, предлагаем включить в проект Бюджетной Резолюции КР на 2021-2023 гг. следующие вопросы:
В отношении предложенного текста проекта Бюджетной резолюции предлагаем внести следующие редакционные изменения:
Директор ОЮЛ «Союз МСУ КР» АЛМАНБЕТОВ О. Б.
Председатель правления ИПР ДОБРЕЦОВА Н. Н.
_______________
1 Объединение юридических лиц «Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики» является членской организацией, объединяющей органы МСУ КР и единственным в стране легитимным представителем консолидированной позиции органов МСУ.
2 Общественное объединение «Институт политики развития» является ведущей в Кыргызской Республике местной неправительственной некоммерческой организацией по вопросам развития местных сообществ и системы местного самоуправления.
3 Проект “Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс” финансируется правительством Швейцарии через Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству и выполняется ИПР. Подробнее о Проекте: www.vap.kg