04.05.2018 16:20
Всего на конкурс в 2018 году поступило 23 заявки от администраций школ, которые были рассмотрены Конкурсной комиссией.
12 480 человек – это дети, молодежь их родители, учителя, представители ОМСУ и местные сообщества 6 областей Кыргызстана приняли участие в более 300 мероприятиях, проведенных в 23 школах, принявших участие в Национальном конкурсе «Участие школьников и родителей в обсуждении бюджета школы и повышении финансовой грамотности молодежи» в 2018 году.
Организатор конкурса – Институт политики развития в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии через Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству (SDC), в составе инициативной группы по проведению Всемирной недели денег-2018 (Global Money Week-2018) в Кыргызской Республике под руководством Национального банка Кыргызской Республики.
«Основными целями конкурса было содействие повышению финансовой грамотности молодежи и населения, в том числе повышению уровня прозрачности и подотчетности администрации школ перед учащимися и их родителями, и поощрение опыта и желания администрации средних общеобразовательных учреждений (школ) по возможности учитывать замечания и предложения родителей и учащихся относительно бюджета школ и информировать родителей и учащихся о доходах и расходах в бюджете школы. Правительство Швейцарии через Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству (SDC) в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (далее – Проект) в очередной раз стало мотивирующей стороной, предоставив призовой фонд Национального конкурса в размере 176 000 сомов.
Члены конкурсной комиссии, в лице представителей Министерства образования и науки КР, Национального Банка КР и Института политики развития, распределили призовые места следующим образом:
- I место и приз до 40 000 (сорока тысяч) сомов присуждается средней школы №77, ж/м Ак-Орго, г. Бишкека Чуйской области, куратор – Гульбарчын Омуракунова.
- II место и приз до 28 000 (двадцати восьми тысяч) сомов присуждается школе-комплекс «Эврика» Аламудунского района Грозденского АА Чуйской области
- III место и приз до 18 000 (восемнадцати тысяч) сомов присуждается средней школе «Боогачы» Ак-Музского айылного аймака Ат-Башинского района Нарынской области
5 (пять) школ получили поощрительные призы до 10 000 (десяти тысяч) сомов:
- СШ «Тамга» Жети-Огузского района Иссык-Кульской области, куратор – Ольга Ярославцева.
- СШ №2 им. А.Абдраимова Тогуз-Тороуского района Джалал-Абадской области, куратор – Элнура Маметова.
- СШ «Андарак» Сумбулинского АА Лейлекского района Баткенской области, куратор – Сукхробжон Эргашев.
- СШ им. Э.Токсобаева Учкунского АА Нарынского района Нарынской области, куратор – Адилет Бейшаналиев.
- Школа-лицей «Сахоба» Гулистанского АА Ноокатского района Ошской области, куратор – Рохиля Колбоева
Роль Института политики развития в данном процессе – предоставление методологической помощи и промо-материалов, а также проведение среди участвующих школ конкурс на лучшее проведение общественного слушания по школьному бюджету. Большинство мероприятий направлено на развитие личных навыков управления личными и семейными деньгами, но также ИПР помогает школьникам разобраться в управлении общественными финансами. Поэтому в каждой школе обязательно проводятся общественные слушания или расширенные родительские собрания по бюджету школы. В качестве приза школы-победительницы получили материалы и оборудование, которые помогут им продолжать программы повышения финансовой грамотности школьников в дальнейшем, - сказала Надежда Добрецова, Председатель правления Института политики развития.
«Почему то я всегда была уверена, что денежными вопросами могут заниматься только взрослые. Но оказалось, что можно избежать многих проблем и не мучиться, если начинать разбираться и получать знания о денежных вопросах с юных лет, - говорит Муратбек кызы Арина, ученица 8-класса СШ им. А.Мурзакулова Чон-Алайского муниципалитета Чон-Алайского района Ошской области.
Согласно условиям конкурса, администрации школ подали на конкурс письма заинтересованности, указав в своих планах перечень мероприятий направленных на проведение комплекса мероприятий, основные из них:
- На общешкольных линейках школьники получили информацию о Глобальной неделе денег (Global Money Week), целью которой является повышение осведомленности среди детей и молодежи о денежных вопросах, финансах, сбережениях и предпринимательстве. Школьники узнали как важно, чтобы дети и молодежь могли стать уполномоченными экономическими гражданами, способными понимать важность сбережений, и быть экономически подкованными для использования и создания собственных средств к существованию.
- Инновационными методами были проведены открытых уроков, тренингов, семинаров, игр направленные на повышение финансовой грамотности молодежи, участники данных мероприятий дети и их родители совместно составляли семейный бюджет и на практике в игровой форме получали знания о финансовых инструментах и методах сбережения.
- Конкурсы рисунков, сочинений, ярмарки-предпринимательства, финансовые игры, дебаты, состязания, круглые столы, экскурсии по финансовым учреждениям по теме: «Денежные вопросы имеют значение» посвященные 25 -летию Национальной валюты КР, у городских школ была возможность посетить вместе с детьми экскурсии в нумизматический музей Национального банка Кыргызской Республики. Участники данных мероприятий узнали историю Национальной валюты и прошли мастер классы по предпринимательству.
- Общественные слушания по бюджетам школ, многие школы назвали свои мероприятия по слушаниям: «Прозрачность бюджета – залог эффективности бюджетных расходов, доверия со стороны сообщества и успеха». В бюджетных слушаниях приняли участие главы муниципалитетов, ученики старших классов, родители учащихся и местные СМИ, НПО, сообщества. По итогам слушаний администрациями школ были выставлены информационные стенды, стенд газеты с подробной информацией о бюджете. Участники общественных бюджетных слушаний были довольны полученной информацией о расходы школ и просили администрации школ и АО взять за традицию проводить ОБС постоянно вне зависимости от участия в конкурсе. Школы подготовили КОБШ (краткие описания бюджета школы с инфографиками). Участники общественных бюджетных слушаний получили от администрации школ информацию по бюджетам школ в виде раздаточных материалов и презентации с детальным раскрытием информации о бюджете школы и смогли задать волнующие их вопросы по бюджетам школ, некоторые из вопросов:
- Почему родители вынуждены оказывать дополнительную финансовую поддержку на ремонт школ?
- Почему в школе не хватает книг?
- Сколько выделается на питание учеников младших классов?
- Есть возможность у школы создать свое пришкольное хозяйство? Насколько это могло бы улучшить школьное питание?
- Сколько и из каких средств, получают заработную плату учителя ? (вопрос был задан, на общественных слушаниях одной из частных школ)
- Сколько уходит на ремонт школы?
- Сколько заложено на спортивный инвентарь школы?
- Получает ли школа финансирование из местного бюджета?
- Налоги и соцфонд, уголь для школьного отопления? и т.д.
«Открытость школьного бюджета дает возможность сообществу, родителям интересоваться проблемами школьной жизни, что ускоряет и облегчает решение многих проблем, - сказала Усубалиева Замира, учитель СШ им. Э.Токсобаева Учкунского аймака Нарынского района Нарынской области
Родители школьников почти единодушно выразили мнение о том, что получая ответы на вопросы о правильности распределения бюджета школы и источника финансирования, они получают прозрачность бюджета, что исчерпывает разные слухи, недопонимания и плохие предположения в сообществе.