Автор: Медет СУЛТАМБАЕВ, специалист по МиО Проекта ГГПОМСУ
Мониторинг и оценку работы органов МСУ нельзя далее рассматривать в применении лишь к отдельным проектам. Нет никаких сомнений в том, что это должна быть устойчивая система взаимоотношений между местными кенешами, исполнительными органами местного самоуправления и гражданами.
При этом у каждой стороны в этой системе есть свои собственные интересы, цели, задачи и функции. Практическое обучение вопросам мониторинга и оценки, проводимое Проектом ГГПОМСУ , позволило сделать важные выводы о том, как должна быть построена система мониторинга и оценки работы органов МСУ. Институт политики развития в рамках Проекта провел тренинги по мониторингу и оценке программ и проектов в октябре-ноябре 2018 года. Тренинги были проведены в 15 пилотных айылных аймаках в Нарынской (5 айылных аймаков) и Ошской (10 айылных аймаков) областях. Обучено 196 человек, включая 36% женщин. Это главы и сотрудники айыл окмоту, депутаты айылного кенеша, члены групп совместного мониторинга и оценки и лидеры местных сообществ. Ключевой целью тренинга стало обучение навыкам проведения мониторинга и оценки программ и проектов, в частности Плана совместных действий, разработанного при консультационной поддержке специалистов Проекта ГГПОМСУ. План совместных действий – это часть Программы социально-экономического развития (ПСЭР) айылного аймака, основанная на приоритетах сообщества. Приоритеты сообществ были выявлены с помощью модели совместного изучения нужд села (СИНС). Тренинг раскрыл роль ОМСУ и членов сообщества в мониторинге и оценке на уровне айылных аймаков, а также весь процесс – от разработки индикаторов до их достижения. Тренинг основан на разработке и анализе индикаторов, заложенных в Плане совместных действий.
Индикатор – это инструмент, который помогает описывать и оценивать состояние объекта. Это важнейший и простейший инструмент при проведении мониторинга ПСЭР. Индикатор – это компас, показывающий направление движения к намеченной цели. В ходе тренинга участники узнали, что показатели (индикаторы) свидетельствуют о произведенных действиях, эффектах и долговременных изменениях; что индикаторы должны соответствовать единым принципам: конкретности, однозначности, надежности, непротиворечивости, доступности для сбора. Уделили внимание изучению количественных и качественных индикаторов и их отличия на конкретных примерах. Участники тренинга получили навыки по отбору индикаторов по разработанным критериям. Актуальность внедрения новых методов разработки программ социально-экономического развития городов и айылных аймаков подтверждается тем, что ГАМСУМО и Министерство экономики совместным приказом утвердили новую методику разработки программ, где большое внимание уделено мониторингу и оценке. Проект ГГПОМСУ, со своей стороны, активно продвигает идею создания на уровне МСУ системы мониторинга и оценки, включающей всех участников: органы МСУ, население, государственные органы. То, каким будет муниципалитет, например, через 3 года, должно отражаться в ПСЭР.
В рамках тренинга по мониторингу и оценке программ и проектов были определены шесть важнейших шагов в проведении мониторинга индикаторов ПСЭР – от разработки индикаторов до исполнения.
Первый шаг – это разработка индикаторов ПСЭР со стороны главы айыл окмоту, в соответствии с требованием Регламента айыл окмоту о подготовке ПСЭР айылного аймака.
Второй шаг предусматривает отбор индикаторов (ресурсы, мероприятия, продукты и результаты) для включения в План мониторинга и оценки ГСМиО.
Третий шаг предусматривает утверждение Плана мониторинга ГСМиО на сессии депутатов айылного кенеша. На основе Плана мониторинга ГСМиО депутаты айылного кенеша утверждают список индикаторов, по которым глава АО предоставляет информацию об исполнении индикаторов ПСЭР в полугодовом и в годовом отчете АО.
Четвертый шаг нацелен на проведение мероприятий по мониторингу индикаторов. Мониторинг предусматривает систематический сбор информации об объекте или услуге. Группы СМиО проводят инструктаж и используют опознавательные знаки (футболки, кепки, жилеты, значки и т.д.) для привлечения внимания жителей к работе группы СМиО. Это ответственный для ГСМиО этап, так как необходимо собрать полную, объективную и достоверную информацию об объекте или услуге (индикаторы). ГСМиО акцентирует внимание как на количественных, так и на качественных индикаторах ПСЭР. Мониторингу подвергаются не только объекты и услуги, предназначенные для пользования жителями, но и мнение граждан об этих объектах и услугах, их отзывы, суждения, мнения.
Пятый шаг предусматривает заседание группы ГСМиО для выработки рекомендаций, предложений по результатам мониторинга индикаторов ПСЭР. Необходим консенсус между членами группы СМиО: выводы должны представлять мнения большинства членов групп СМиО. Мнения должны отражать прогнозы относительно развития индикатора, его достижимости в установленные сроки, сравнение плана с фактом, отклонения, недостатки, проблемы и т. д. Рекомендации, предложения группы СМиО передаются в установленной форме депутатам айылного кенеша, главе айыл окмоту и заинтересованным сторонам. Главный акцент при подготовке рекомендаций члены ГСМиО делают на исполнении индикаторов ПСЭР. На этом функция ГСМиО в проведении мониторинга и оценки завершается, так как далее принимать решения по результатам мониторинга ГСМиО могут только депутаты айылного кенеша, наделенные соответствующими полномочиями.
Шестой шаг предусматривает рассмотрение рекомендаций ГСМиО депутатами айылного кенеша и принятия мер по исполнению ПСЭР (индикаторов). В Регламенте айылного кенеша записано, что к компетенции депутатов относится принятие соответствующих мер на основе рекомендаций группы СМиО. При этом депутаты имеют несколько инструментов для принятия мер или получения информации об индикаторах ПСЭР. Первый – это депутатский запрос, второй – депутатский вопрос, третий – включение вопроса о предоставлении информации об исполнении индикаторов ПСЭР в полугодовой и годовой отчеты айыл окмоту, четвертый – инициировать рассмотрение вопроса об исполнении индикаторов ПСЭР на сессии айылного кенеша. * * * Каковы результаты проведенных тренингов по мониторингу и оценке? Участники тренинга получили навыки и знания по разработке индикаторов для ПСЭР. Группы СМиО составили планы по мониторингу и оценке индикаторов ПСЭР. На вопрос о том, знают ли участники, как мониторить ПСЭР, 37,5% ответили положительно, 54,5% подтвердили наличие частичных знаний и только 0,9% ответили отрицательно.
В своих комментариях участники тренингов отметили необходимость уточнения и дополнения задач, формулировок и самое важное - пересмотр и дополнение индикаторов ПСЭР, вынесение их на рассмотрение депутатам айылного кенеша.
В ходе проведенных тренингов были сделаны следующие выводы: общественный мониторинг как «острый глаз» общественности за используемыми ресурсами со стороны муниципальных служащих постепенно входит в общественную жизнь и становится практикой.