Результаты контент-анализа печатных СМИ Кыргызской Республики в сравнении со СМИ Казахстана, России и США 2010 - 2013.
Институт политики развития выражают искреннюю признательность всем, кто помог в сборе и анализе информации для написания данного отчета.
Елена Сухир и Бобби Ли Траут, Центр международного частного предпринимательства (CIPE, Вашингтон); Айнура Каргалинова, главный редактор онлайн издания «Личный счет» (LS) (Алматы); Ксения Колено, PR-менеджер независимой лаборатории ИНВИТРО (Москва); Нургуль Джаманкулова, специалист по информационной политике ИПР и Алтынай Бузурманкулова, ассистент проекта ГГПОМСУ ИПР (Бишкек) любезно откликнулись на нашу просьбу и помогли доставить необходимые номера газет. Сабина Градваль, старший партнер Института политики развития помогла сформировать базу данных, проконтролировала их ввод и анализ, а также внесла большой вклад в написание данного отчета. Мээрим Сейитова проделала всю работу по расчету данных и введению их в табличные формы.
Авторы исследования искренне надеются, что данная информация окажется полезной всем, кто занимается вопросами развития журналистики в Кыргызской Республике и заинтересован в усилении ее влияния на экономическую и финансовую грамотность населения нашей страны.
Цель исследования
Настоящее исследование организовано Институтом политики развития по собственной инициативе и без дополнительного финансирования в целях получения количественных данных, позволяющих выявить некие объективные показатели, характеризующие уровень развития ЭКОНОМИЧЕСКИХ СМИ и предоставления экономической информации через средства массовой информации в четырех странах – Кыргызской Республике, Казахстане, Российской Федерации и США.
Определения
Для удобства восприятия в данном отчете использованы некоторые определения, которые требуют пояснения. Авторы отмечают, что данные определения не претендуют на абсолютную кодификацию и официальное закрепление, а используются ими исключительно в целях упрощения текста данного отчета.
Измерения – количественная информация, выраженная цифрами или прописью, содержащаяся в журналистских материалах в печатных СМИ. В данном исследовании анализируется как общее количество измерений, так и их отдельные категории: измерения в деньгах, во времени, в длине, в весе и другие измерения. Этот показатель стал предметом исследования, исходя из теории о том, что чем больше измерений присутствует в СМИ, тем более грамотен и информирован читатель о реальной, фактической картине. Также наличие или отсутствие измерений в статье говорит об образе мышления журналиста – фактологическом или эмоциональном. Кроме того, количество измерений в деньгах влияет на качество планирования, идет ли речь о планировании на уровне государства или отдельной личности.
«Народные» СМИ – средства массовой информации, ориентированные на среднестатистического читателя, не обладающего специальными знаниями по экономике. Иными словами популярные, «народные» СМИ или СМИ для всех.
Экономическая журналистика – журналистика, освещающая вопросы экономики. Делится на два блока. Первый – специальные экономические журналисты, обладающие специальными знаниями по экономике, работающие с информацией, ориентированной на экспертное сообщество и бизнес. Второй блок – журналисты «НАРОДНЫХ» СМИ, специализирующиеся на освещении экономических тем. Есть также другое, более научное определение экономической журналистики, предложенное автором данного исследования в 2009 году : «Экономическая журналистика – это поиск, анализ и изложение информации об экономике в форме, позволяющей любому человеку принять верное решение для защиты своих материальных интересов». Иными словами, экономическая журналистика - это оружие против бедности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СМИ – здесь: специализированные СМИ, целиком посвященные вопросам экономики. Ориентированы на читательскую аудиторию, имеющую специальные знания по экономике, экспертное сообщество и бизнес.
Методология
Для сравнительного анализа были собраны печатные версии 27 (двадцати семи) ежедневных и еженедельных газет двух категорий:
Все газеты вышли в свет в одну и ту же – последнюю неделю мая 2010, 2011, 2012 и 2013 годов. Одновременный выход газет обусловил общий геополитический контекст и общие на данной неделе сенсационные новости международного характера, которые могли бы оказать радикальное влияние на содержание газет, таких как крупные техногенные катастрофы, стихийные бедствия или вооруженные конфликты между странами. Можно сказать, что данная неделя была обычной, рядовой неделей для всех четырех стран. Далее был разработан классификатор информации – параметров, которые будут подвергнуты анализу. Всего газеты сравнивались по 120 показателям, основной акцент делался на анализ содержания и наличие измерений количественных данных. Данные были внесены в программу Excel и подвергнуты анализу.