О том, что в Каракольском горОО вот уже второй месяц идет какая-то непонятная возня вокруг тендера на поставку продуктов питания для дошкольных учреждений до нас доходили слухи .
Вести Иссык-Куля №39 (11344), Дархан Капаров
«Мой сынишка ходит в садик. Устроила его с великим трудом, побегать, упрашивать пришлось больше года. Теперь, вроде бы все уладилось, ребенок пристроен, сама могу без нервов выходить на работу. Но нынче, с самого начала года, в садике начались проблемы: в начале сентября были перебои с продуктами питания, теперь, уже сейчас, опять плохо с питанием. Говорят, что в горОО не могут разобраться с поставщиками продуктов – мяса, мо-
лока, хлеба и т.д.
У меня вопрос: почему столько чиновников не могут наладить работу в садиках, или они могут только получать зарплату, куда смотрит мэрия города? Дорогая редакция, можно ли в садиках навести порядок? Родительница из садика № 6 ».
О том, что в Каракольском горОО вот уже второй месяц идет какая-то непонятная возня вокруг тендера на поставку продуктов питания для дошкольных учреждений до нас доходили слухи . Теперь, оказывается, вопрос приобретает проблемный окрас и больше относится к компетенции специальных служб,
призванных бороться с проявлениями, имеющими тенденцию называться «коррупция».
Итак, все по порядку. 28 августа сего года, как и водится, в горОО состоялся тендер по определению поставщиков продуктов питания для до-
школьных учреждений областного центра. Как и положено, в работе тендера в качестве наблюдателей приняли участие депутаты горкенеша, представители мэрии, НПО. Тендер, объявленный на 10 часов, приказом по Каракольскому горОО № 33/2п от 23.08.2012 года, был перенесен на 14 ча-
сов того же дня. Все участники тендера были оповещены о переносе. Тендерные заявки представили девять субъектов. По причинам того, что пакет документов не полностью, цены высокие и т.д., отдельные участники не вошли в тендер. После рассмотрения документов и предлагаемых цен,
тендерная комиссия пришла к единому выводу: заключить договор на поставку хлеба с Джамгаевым Б., на остальные продукты питания – с ЧП
Инамшаевым А.
Немедленно, после тендера, от несостоявшейся участницы Осековой С. (ее документы были отклонены из-за того, что перечень цен и график поставок, информация о техсостоянии соответствия не представлены, нет печатей, росписи, тендерное обеспечение уплачено не полностью) в Министерство финансов КР поступает жалоба на тендерную комиссию горОО?
Управление методологии и анализа государственных закупок Минфина по этому поводу просит предоставить весь пакет тендерной документации и тендерных заявок всех поставщиков.
Что и было сделано городским отделом образования.
В это же время завгорОО Жанузаков А. получает письмо за подписью руководителя аппарата Каракольской мэрии Бейшебаева З. о том, что ведущий специалист ДУМИ мэрии признал тендер несостоявшимся, потому – заключить договор с ЧП Инамшановым только на один месяц, т.е. признать работу и заключение тендерной комиссии нелигитимной.
Б.Мамбетов, тот самый ведущий специалист ДУМИ мэрии, поясняет в своем письме Бейшебаеву З. ( руководитель аппарата мэрии), что… «представленные тендерные заявки на закупку продуктов питания для детских садов не отвечают требованиям тендерной документации». Посему тендерные
заявки, не отвечающие требованиям тендерной документации, должны быть отклонены. Правильно, нечего идти на тендер, не умея толком подготовить документы. Но возникает вопрос: ведь документы других, в том числе Джамгаева Б. и ЧП Инамшаева, были в порядке, потому тендерная
комиссия признала их победителями. Почему они, предоставившие весь пакет документов, предложившие приемлемые цены, должны пострадать, т.е. лишиться законного права сотрудничать с горОО.
На что Б. Мамбетов – ведущий специалист ДУМИ - поясняет З.Бейшебаеву: что «тендерная документация, подготовленная тендерной комиссией Каракольского горОО и представленная претендентам, не соответствует инструкциям, утвержденным правительством КР». Тоже правильно. Но теперь вопрос к нему, к Б.Мамбетову: почему же он, имеющий, как он утверждает, сертификат по Государственным закупкам, не спустился этажом ниже и не пояснил неучам из горОО, как надо оформлять документацию на тендер. Раз он - ведущий специалист по тендерам, значит и за порядок в них должен отвечать, ведь на то он и «ведущий». С его слов получается, что до сих пор тендерные комиссии горОО работали с нарушениями, возможно, а скорее всего, допуская нерациональное использование бюджетных средств.
Далее появляется распоряжение мэрии за подписью мэра И.Омурканова, в котором говорится о грубых нарушениях в детском садике № 6. А именно
«нет планов воспитательной работы». Кроме того… « из-за халатного отношения к работе произошло массовое пищевое отравление детей», «не допускать к участию в тендере ЧП Инамашев, который ранее и обязали один месяц обеспечивать продуктами питания д/садики), за нарушения закона КР « О государственных закупках» и договора между городским отделом образования. Какие законы нарушил он, что ему строго заказано приближаться к тендеру - неясно. Если ЧП Инамашев, таки, представляет серьезную угрозу законодательству КР, то зачем нужно было поручать ему обеспечивать продуктами садики в течение целого месяца? К тому же мэрия еще не получила ответа из Минфина с пояснениями по поводу , якобы, нарушений по тендеру, потому, нужно полагать, точно не знает, о каких нарушениях идет речь. Если они не полностью полагаются на знания специалиста ДУМИ и спрашивают совета у Минфина, надо же было дождаться от Министерства грамотного ответа.
Несмотря на это состоялся второй тендер. Выиграли: Н.Тиленбаева, Б.Джамгаев, ЧП «Ак-Жалга». Сравниваем цены первого тендера с ценами второго . Простой математический подсчет показал, что Н.Тиленбаева поставит мясо до 31 декабря с.г. на 300 000 сомов дороже, чем это сделал ЧП Инамашев, который благополучно был отлучен от тендера. Кроме того, ЧП «Ак-Жалга» завысил цены на молоко и молочные продукты на 269 000 сомов, чем предлагало ЧП Инамашев. Затем, по непонятным причинам хлеб от Джамгаева подорожал на целых 5,5 сома, был по 8,5, стал по 14 сомов. Джамгаев объясняет это повышением цен на муку.
По более высоким ценам стал поставлять продукты (крупы, сахар, мука и т.д.) магазин «Кадырберди».
Итого получается, что суета вокруг тендера в горОО вылилась повышением цен на закупку продуктов питания для детских садиков с середины октября до 31 декабря с.г. почти на миллион сомов. Согласитесь, немалые денежки при нашем хилом здоровье бюджета. К тому же, это означает, что супчик у детишек будет жиже, маслица потоньше слоем будет намазываться на хлеб, который к тому же стал дороже.
Почему такое произошло?
Почему в течение месяца горОО , подсуетившись, с помощью мэрии, ДУМИ теряет около миллиона сомов? Может быть от того, что не соблюдаются Закон КР о» О государственных закупках», статья 5. Коллизия интересов. ( от 28 2008 года № 172, от 8 июля 2011 года № 88), которые гласят:…
Государственным, муниципальным служащим и работникам закупающих организаций… запрещается:
-оказывать какое-либо влияние на процедуры закупок в интересах любой из сторон закупок;
-в случае нарушения государственными, муниципальными служащими и работниками закупающих организаций положений закона они привлекаются к ответственности установленным законодательством КР.
Получается, что муниципальные служащие, а именно мэр, руководитель аппарата мэрии, ведущий специалист ДУМИ вмешались в работу тендерной комиссии горОО, тем самым нарушали законы и нанесли значительный урон бюджету городского образования. А иначе как назовешь разницу в ценах почти в миллион сомов между первым и вторым тендером (в сторону увеличения)?
И еще. Там же, в положениях закона говорится, что чиновники не могут участвовать в принятии решений по процедурам закупок, если они связаны с кем-либо из участников закупок степенью родства или свойства либо прямо, либо косвенно заинтересованы в результатах проводимых закупок.
В случае с тендером в горОО ясно видно прямое вмешательство работников мэрии, его подразделения в процедуру закупок. Можно было бы оправдать их рвение, если бы они вмешались, да снизили цены сомов, эдак, на 800 000, а не наоборот. Есть о чем поразмышлять.
Невольно задаешься вопросом: зачем нужны были мэрии, мэру Омурканову такие движения вокруг рядового тендера горОО, в результате которых продукты подорожали значительно? Не присутствует ли здесь интерес муниципальных чиновников, или какие-то отношения, скажем, с хозяевами магазина «Кадырберди»? Если мэр или другие хорошо знакомы с последними, то почему они не сказали : «Друзья, давайте не будем завышать цены на продукты нашим детишкам, этим вы здорово поможете городу…» Но, видно, такого диалога не произошло.
Если тендеры в областном центре проходят в таком темпе, и в таком представительстве и с такими результатами, проходят по директивам мэрии, ДУМИ, можно только посочувствовать городскому бюджету, намного ли его, бедного, хватит. Надо помнить о том, что тендерных мероприятий, слава Богу, проводится десятки, а то и более каждый месяц. Пожалуй, тут надо было бы глубоко призадуматься депутатам, комиссиям горкенеша, ведь их святая обязанность - оберегать от неприятностей каждый тыйын бюджета, в том числе отпущенный маленьким гражданам города. Видимо, нет нужды напоминать об этом специальным органам, которым вменено в обязанность строго следить за исполнением Законов страны.
Отдельно можно говорить о главном бухгалтере горОО Мажиюн Ф.Б. С этим злополучным тендером у нее начинаются нервные срывы. После отмены мэрией результатов первого тендера, она рискнула опротестовать распоряжение мэра. И немедленно на нее посыпались беды. Но на первый раз «по собственному желанию» перевели из главных в простые бухгалтера, пояснив, что она, как главбух учреждения, не сумела без нарушений подготовить процедуру и документацию тендера. Затем, видимо, понимая, что она более других знает финансы горОО, восстановили в главных. Но зато из ее кабинета теперь не выходят сотрудники фискальных органов. Почему они так заинтересовались финансовыми потоками отдела образования, можно только гадать.
Почему таким способом мэрия тратит столь драгоценное время на разборки с обыкновенным тендером?
Что же касается руководства городского отдела образования, то хотелось бы посоветовать им быть более принципиальными в своей правде, не щадя живота своего защищать своих работников, если на них «катят бочку», почем зря. Помнить, что за ними стоит армия городских учителей, воспитателей, которые надеются на их настойчивость, справедливые, профессиональные меры в организации добротного образования и воспитания детей.
P.S. Когда готовился материал в номер, поступила информация о том, что с 15 октября, т.е. более недели, детские садики города сидели в прямом смысле, на голодном пайке. Причина: опять же – неразбериха вокруг поставщиков продуктов питания, теперь уже выигравших второй тендер. Возмущен-
ные родители звонят, приходят в редакцию.