Открывая рабочую встречу, первый вице–премьер–министр Джоомарт Оторбаев сообщил, что в 2011 году расходы на госзакупки составили 16 миллиардов сомов, за 8 месяцев нынешнего года эта сумма около 17 миллиардов.
Вечерний Бишкек №153 (10517), 15.10.2012, Максим Цой
Бесконтрольные закупки
В случае усовершенствования системы государственных закупок Кыргызстан сможет ежегодно экономить до 10 миллиардов сомов. Такую впечатляющую цифру привел глава офиса Всемирного банка в Кыргызстане Александр Кремер на семинаре по ведению политического диалога в области госзакупок.
Открывая рабочую встречу, первый вице–премьер–министр Джоомарт Оторбаев сообщил, что в 2011 году расходы на госзакупки составили 16 миллиардов сомов, за 8 месяцев нынешного года эта сумма около 17 миллиардов. А министр финансов Ольга Лаврова добавила, что затраты на гоcзакупки в Кыргызстане составляют 15–16 процентов от всех расходов бюджета. По ее словам, грамотная политика в этой сфере обеспечит эффективность использования бюджетных средств и создаст здоровую конкуренцию среди поставщиков.
— Основная проблема — в непрозрачности процессов. До 25–30 процентов объемов госзакупкок находится в теневом секторе. Имеют место случаи сговора между поставщиками и закупочными организациями. Многие из этих моментов можно отнести к понятию “коррупция”, — отметил Оторбаев.
Схожих оценок придерживаются специалисты Всемирного банка и Азиатского банка развития, которые в сотрудничестве с Минфином и другими ключевыми ведомствами и организациями провели исследование “Обзор состояния закупок в Кыргызстане”. Его цель заключалась в анализе практики госзакупок, определении проблем и уязвимых мест в системе для того, чтобы подготовить план действий по ее совершенствованию.
В ходе анализа эксперты выявили, что в нашей стране нет системы мониторинга и оценки соблюдения закупающей организацией законодательства. Годовые отчеты не готовятся и не публикуются. И вообще отсутствует стратегия по улучшению эффективности госзакупок. Отсюда недостаток прозрачности при расходовании средств.
Оставляет желать лучшего уровень компетентности должностных лиц, отвечающих за госзакупки. Многие из них не имеют требуемого образования и плохо разбираются в законодательстве.
Еще один существенный недостаток действующей системы в том, что ответственные организации заранее не знают, сколько средств им будет отпущено, так как планирование закупок обычно производится после утверждения бюджета.
Специалисты ВБ и АБР рекомендуют усовершенствовать законодательство, включая механизм рассмотрения жалоб, изучать целесообразность создания независимого регулирующего органа, а также госучреждений по закупкам на областном и районном уровнях. По мнению экспертов, необходимы департаменты внутреннего аудита в отраслевых министерствах и ведомствах. Бюджетные средства должны перечисляться закупающим организациям в течение всего года, как установлено в договорах и контрактах, а не только в последних кварталах года. Общественность должна иметь возможность следить за всеми процессами. Для этого должны быть общедоступный веб–сайт и эффективная справочная служба.
Как отметил Александр Кремер, за счет реформирования системы госзакупок страны Евросоюза смогли снизить объем расходов на 34 процента, поэтому можно только вообразить, какую экономию могут дать подобные меры в Кыргызстане. По предварительным подсчетам, как минимум 10 миллиардов сомов в год. Если этого добиться, то каждый гражданин сразу почувствует разницу.
Джоомарт Оторбаев заметил, что постановлением правительства принята стратегия развития сферы государственных закупок, в которой поэтапно прописаны все шаги реформирования отрасли.
— Работаем над привлечением лучших практик, которые существуют в мире. С этой целью правительство обратилось за консультациями к международным финансовым институтам. Сложилась уникальная ситуация, когда крупнейшие международные организации объединились для помощи Кыргызстану, есть четкий алгоритм совместной работы, — рассказал Оторбаев. — В максимально короткие сроки нам необходимо перейти от устаревшей бумажной системы проведения тендеров к новой — электронной, что даст существенную экономию времени и средств. Собственными силами мы уже начали разработку системы электронных торгов. К концу года должно завершиться ее тестирование, и уже со следующего года она будет задействована.
Говоря о возможных трудностях введения ноу–хау, Оторбаев отметил, что следует усовершенствовать нормативно–правовую базу, а также проработать вопросы использования цифровой печати и коммуникаций между поставщиками и закупающими учреждениями. Реформирование системы важно как в политическом, так и экономическом плане, учитывая то, что в стране десятки закупающих организаций и около четырех тысяч поставщиков.