Министр финансов Ольга Лаврова предлагает всем нам жить по средствам. Тем более что страна у нас нищая, в бюджете не хватает средств на социальные статьи расходов.
Вечерний Бишкек №23 (10581), 27.02.2013, Максим Цой
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
Министр финансов Ольга Лаврова предлагает всем нам жить по средствам. Тем более что страна у нас нищая, в бюджете не хватает средств на социальные статьи расходов. В этой связи экономить в первую очередь должны власть имущие.
Идея оптимизации структуры правительства и расходов на его содержание постоянно витает в воздухе. Однако принимавшиеся до сих пор меры никаких видимых результатов не дали. Эффективность госаппарата оставляет желать лучшего.
Председатель общественного наблюдательного совета при Министерстве финансов республики Азамат Акелеев считает, что формальное изменение структуры правительства ничего не даст. Он убежден, что есть некоторые министерства и подразделения, от полного сокращения которых ничего не изменится. Нужен функциональный анализ, анализ возможностей государственно–частного партнерства и передачи части функций частному сектору и саморегулирующим ассоциациям.
По словам Акелеева, несмотря на то что в этом году Минфин впервые предоставил форму программного бюджета с указанием программных целей и показателей по 15 пилотным министерствам и ведомствам, реальная ситуация не отражает целенаправленное, программно–ориентированное распределение бюджетных средств. Практика непрозрачного и неэффективного процесса планирования и формирования бюджета полностью сохранилась.
Госорганы так и не восприняли программный бюджет, несмотря на пилотный проект, запущенный в шести министерствах и ведомствах, который предполагал выделение средств и отчетность по конкретным программам еще в 2011 году. На сегодня отчетность в открытом доступе по своей деятельности представляют только три министерства — Минэконом, Минюст и Госагентство связи. Какая–либо стратегия или планы на будущее опубликованы лишь у пяти министерств и ведомств.
— Программный бюджет, разработанный Минфином, слабо связан со Стратегией развития страны на 2012–2014 годы, по которому формально работает правительство. Он не принят официально на исполнение правительством и не воспринимается в качестве официального документа даже пилотными министерствами и ведомствами, — отмечает эксперт. — Нет в открытом доступе какой–либо информации о конкретном плане мероприятий, принятом по итогам реализации программы предыдущего правительства “Стабильность и достойная жизнь”, отсутствует преемственность экономической и социальной политики.
Аппарат правительства не располагает отчетами о проделанной работе отдельными министерствами и ведомствами и не контролирует успешность или провал тех или иных органов. На сегодняшний день у правительства нет конкретного, единого плана работ, ключевых показателей успешности, системы подотчетности и ответственности. Управление государством ведется аварийно–командным методом. Есть только общая Стратегия развития страны — 2017, принятая совсем недавно.
— Сегодня мы не знаем, почему тратим почти 2 миллиарда сомов на Минсельхоз, 1,2 миллиарда сомов — на Министерство молодежи, 250 миллионов — на Академию наук и так далее. Неизвестно, насколько верны заявки и контрольные данные Соцфонда, Министерства образования, Минздрава, — отмечает Акелеев. — Продолжается неэффективное распределение средств в условиях жесткого дефицита. Расходы республиканского бюджета выросли на 100 процентов с 2009 года, но при этом фонд оплаты труда увеличился всего на 35 процентов, а защищенные статьи в целом — на 88 процентов по итогам 2011 года. Это говорит о низкой эффективности госаппарата при остающихся низкими зарплатах и условиях труда госслужащих и бюджетников.
По мнению директора Института общественного анализа Риты Карасартовой, бюджетные расходы должны быть ориентированы на результат, тогда каждый руководитель будет заинтересован экономить в чем–то ради достижения поставленной цели. А обществу станет легче отслеживать, насколько эффективно расходуются бюджетные средства.
— Говорить о том, что у нас есть цельные государственные программы и стратегии со всеми необходимыми индикаторами оценки, не приходится. Пока мы не перейдем к составлению бюджета на программной основе, хороших результатов не будет. Если мы изначально не ставим конкретных целей и задач, то какой впоследствии может быть спрос? — подчеркивает Карасартова.
Остается большим вопросом, идет ли на самом деле сокращение количества госслужащих и какой эффект это дает. Согласно официальным данным, за год численность чиновников сократилась с 17 тысяч 686 до 17 тысяч 382. При этом средняя зарплата у них выросла с 9 тысяч 809 сомов примерно до 10 тысяч. Расходы на содержание государственного аппарата в 2013 году предусмотрены в размере 3 миллиардов 923 миллионов сомов.
— Насколько я знаю, чисто формально сократили вакантные места, но фактически сокращения не произошло. Наша бюрократия четко следует закону Паркинсона: чиновники создают друг другу работу, стремятся множить количество подчиненных, а не соперников. При определении оптимального количества госслужащих нужно исходить из целей и задач, — призывает Азамат Акелеев.
— Сложно делать выводы, не владея информацией изнутри. За счет небольшого сокращения численности штатов госслужащим немного подняли зарплаты, но они все равно остаются ниже, чем в целом по стране. Это говорит о том, что зарплата госслужащих неконкурентоспособна с рыночной. Следствие этого — склонность чиновников к коррупции и потеря стоящих сотрудников, которые уходят в частный сектор. В результате страдает качество госуправления, — уверен независимый финансовый консультант Бакыт Сатыбеков.
По его словам, эффективность госаппарата измеряется не численностью госслужащих и размерами их зарплат, а через достижение конкретных результатов. Например, стало ли государство лучше обслуживать граждан? Улучшилось ли качество здравоохранения или образования? Повысилось ли доверие к правоохранительным органам? Это трудно измерить в цифрах. Ответ может дать только опрос населения. Экономически можно оценить эффект от строительства дорог, ирригационных сетей и прочего, да и то с какой стороны посмотреть. Ведь можно построить объект там, где он вовсе не нужен, затратив огромные средства.
Рита Карасартова считает, что мероприятия по сокращению штата госслужащих проводятся топорно. Каждый раз увольняется определенный процент чиновников, но спустя полгода их оказывается больше, чем было до сокращения.
— Это лазейка для того, чтобы убирать неугодных, а на их место брать родственников и знакомых, которые готовы отдать неплохие деньги за хорошую должность, — полагает Карасартова. — Но сокращение кадров не должно быть самоцелью. Важно, какую пользу приносят госслужащие за те деньги, которые на них тратит государство. Хотя зарплаты и невысокие, иногда даже просто смешные, но конкурс на каждое вакантное место всегда высокий.
Значит, помимо зарплат, есть другие привилегии и способы зарабатывания денег.
По мнению экспертов, нужно провести своеобразную инвентаризацию правительства. Если получится так, что в процессе деятельности какого–либо ведомства, управления или отдела результат не достигается, то от них нужно избавляться. Пока это не будет сделано, позитивных сдвигов не произойдет.