КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ – ФАКТОР УСПЕХА СТРАНЫ»
I. Описание проблемы
Современному гражданину для успешной и благополучной жизни недостаточно знания прав и обязанностей в их юридическом, гражданском и общественном контексте. Для достижения успеха необходимо приобретение с юных лет базовых знаний по основам потребительского поведения и ключевых компетенций в сфере личных финансов:
сбережение личных денежных средств;
заимствования в банковском и микрофинансовом секторе;
страхование, включая страхование имущества, здоровья и ответственности;
накопления для получения образования;
безопасное инвестирование;
налоговая дисциплина и гражданская ответственность;
финансовые риски;
другие актуальные вопросы управления личными финансами.
Отсутствие указанных знаний и компетенций приводит к тому, что молодежь Кыргызской Республики лишается многих возможностей в улучшении своего благосостояния; пополняет ряды ненадежных заемщиков; недобросовестных налогоплательщиков; финансово безответственных родителей. Большинство молодых людей Кыргызской Республики подвергают свою жизнь существенным финансовым рискам, оказываются неспособными получить хорошее образование, финансово защитить себя и своих будущих детей на случай болезни, старости, непредвиденных обстоятельств. Сохраняется патерналистское отношение к государству, система социальной защиты которого больше не предназначена для защиты работоспособного населения.
А между тем, финансовое образование необходимо каждому человеку, чтобы прожить долгую и благополучную жизнь, и закладываться эти знания должны в раннем возрасте.
Кроме того, мировая практика показывает, что финансовая грамотность стала одним из важнейших факторов социальной стабильности и экономического роста. Лидеры стран G20 даже признали, что финансовая безграмотность является приоритетной проблемой всех национальных правительств стран, где признаются фундаментальные права человека. Финансовая грамотность с каждым днем становится все более важным фактором развития и достижения социальной стабильности и развития общества.
Связь между уровнем финансовой грамотности и социальной стабильностью, а также влияние финансовой грамотности на экономический рост было подтверждено в ходе двух международных конференций, проведенных в Кыргызской Республике силами Института политики развития в 2011 и в 2012 годах . В данных конференциях приняли участие около 250 представителей 12 стран, важнейшей секцией конференции стала секция «Образование», в презентациях которых прозвучала большая озабоченность отсутствием финансовых знаний и молодежи. В рекомендациях конференции по блоку «Образование» было зафиксировано следующее:
1. Экономическая грамотность, а также знание основ управления финансами влияет на социальную стабильность и уровень бедности населения, так как:
• вследствие разрыва в уровне экономических и финансовых знаний между различными слоями населения сохраняется высокий уровень неравенства и глубина различий между богатыми и бедными;
• отсутствие доступа к экономическим и финансовым знаниям способствует неравному доступу к ресурсам внутри страны для различных групп населения;
• отсутствие у граждан экономических и финансовых знаний способствует непрозрачности управления государственными финансами, низкому качеству гражданского контроля, росту коррупции;
• неравенство в доступе к информации между городским и сельским населением.
2. Граждане стран с переходной экономикой и стран бывшего социалистического блока особенно нуждаются в повышении уровня финансовой грамотности и ликвидации экономической безграмотности по ряду объективных причин:
• в системах образования данных странах отсутствует или слабо представлены направления образования, связанные с финансами и экономикой в целом; отсутствуют традиции экономического и финансового обучения в семье;
• сельское население, доля которого велика во многих указанных странах, фактически лишено доступа к экономической и финансовой информации;
• по результатам экономических реформ, учитывая скорость развития финансового рынка, разрыв между знаниями потребителей финансовых услуг и уровнем сложности финансовых продуктов увеличивается, лишая граждан возможности принимать грамотные финансовые решения осознанно;
• в данных странах слабо развиты системы защиты прав потребителей, особенно потребителей финансовых услуг;
• финансово-кредитные учреждения могут давать клиентам неполную или неверную информацию о своих услугах.
В числе рекомендаций, выработанных участниками конференций системе образования и организациям гражданского общества, были следующие:
Создавать мотивационную среду для участников образовательного процесса, особенно учащихся старших классов среднеобразовательных школ и студентов вузов через внедрение состязательных инициативы, игровых, интерактивных и инновационных методов обучения.
Сформировать воспитательную парадигму для изменения отношения к достатку и наличию денег, основываясь на принципе, что стремление зарабатывать деньги и управлять деньгами - это прилично, престижно, уважаемо обществом.
Способствовать распространению успешного опыта среди молодежи, опираясь на принцип обучения на примере и широко используя истории успеха. В качестве одного из первых шагов организовать летнюю олимпиаду по финансовой грамотности для школьников на Иссык-Куле, используя опыт Байкальской олимпиады.
Реализовать пилотные проекты в целях апробации эффективности различных методов и подходов к повышению уровня экономической и финансовой грамотности. Широко распространять результаты апробации через организацию публикаций, проведение тренингов для тренеров, предоставление консультаций и проведение мероприятий по обмену опытом: «круглых столов», конференций, поездок по обмену опытом как внутри стран, так и международных.
Но в настоящее время школьные и вузовские программы в Кыргызской Республике не уделяют достаточного времени для обучения указанным темам, финансовая грамотность как таковая отсутствует в качестве учебной дисциплины. При этом представители системы образования склонны считать, что эти вопросы могут и должны изучаться лишь в рамках экономических дисциплин в высшей школе, а младшие и старшие учащиеся средней школы якобы не нуждаются в углубленном изучении данных вопросов. Очевидно, что нежелание внедрять указанные темы в вузовские и школьные программы вызвано не стремлением ограничить доступ молодежи к финансовым знаниям, а, во-первых, отсутствием понимания важности финансовой грамотности для современного гражданина, во-вторых, отсутствием потенциала среди педагогов генерировать и передавать соответствующие знания в сфере финансовой грамотности.
Таким образом, официальная система образования никак не решает вопрос тотальной финансовой и экономической безграмотности молодежи. Учитывая, что любые изменения в официальной системе образования происходят крайне трудно и существенно отстают от потребностей меняющейся действительности, первым шагом в решении проблемы могли бы стать инициативы международных донорских и кыргызстанских неправительственных организаций.
II. Обзор активности в Кыргызстане
Сегодня в Кыргызстане есть разрозненные инициативы по повышению финансовой грамотности населения, реализуемые, в основном, представителями финансового бизнеса. Здесь можно отметить тренинги для клиентов микрофинансовых компаний, а также Клуб частных инвесторов, организованный финансовой компанией «Сенти». Это полезные инициативы, однако их существенный минус заключается в том, что главная цель такой работы – расширение клиентской базы самих игроков финансового рынка. Есть случаи финансового обучения для отдельных целевых групп со стороны вузовского сообщества, например, обучение офицеров Национальной гвардии преподавателями Кыргызско-Российского Славянского университета.
Специальных программ по повышению финансовой грамотности молодежи в Кыргызстане нет. Есть личные инициативы преподавателей Финансовой академии обучения управлению личным бюджетом для выпускников детских домов и школ-интернатов. Получают более широкое распространение молодежные проекты, направленные на развитие лидерства и предпринимательских навыков. Однако такие проекты оставляют за бортом молодых людей, не планирующих заниматься предпринимательством. В то же время, указанные выше знания и компетенции необходимы каждому молодому человеку, вне зависимости от того, собирается он заниматься предпринимательской деятельностью или работать по найму в частных, общественных или государственных структурах.
Государственных программ по повышению финансовой грамотности в Кыргызстане нет. Есть лишь начинающийся проект «Финансовая грамотность в поддержку финансовой доступности», реализуемый Национальным банком Кыргызской Республики, профинансированный Альянсом за финансовую инклюзивность . Проект Национального банка ориентирован на настоящих и будущих клиентов финансовых учреждений, которые должны делать более осознанный выбор финансовых услуг на основе более широкого понимания финансовых рынков, возможностей сбережений и инвестирования, продуктов страхования и кредитования, и по обоим аспектам использования этих услуг и обязательств и рисков для клиентов. Следует учесть, что фактическим исполнителем проекта является Секретариат Координационного совета по развитию микрофинансирования. Иными словами, инициатива вытекает из ситуации, связанной с перекредитованием и безответственным кредитованием в микрофинансовом секторе, вызвавшем множественные экстремальные ситуации с заемщиками, вплоть до актов самосожжения, имевшие место в 2010-2013 годах. Одной из задач проекта Национального банка является разработка Национальной Концепции повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики, однако пока неясно, на какой срок будет рассчитана концепция и, главное, какие целевые аудитории она затронет, а также каким образом будут учтены в концепции особенности молодежной аудитории. Таким образом, о реальных мерах по повышению финансовой грамотности молодежи со стороны государства в ближайшее время говорить не приходится. Вместе с тем, новые успешные проекты в этой сфере позволили бы включить в концепцию более обоснованные и эффективные методы работы с молодежью. ИПР входит в рабочую группу по разработке Национальной концепции и обеспечит связь результатов проекта для молодежи с содержанием Национальной концепции.
Итак, проблема тотальной финансовой безграмотности молодых граждан Кыргызской Республики имеет большое общенациональное значение; начало ее решению может быть положено, в том числе, с помощью данного проекта.
III. Цель проекта
Главная цель данного проекта заключается в следующем: создать условия молодым людям для повышения уровня финансовой грамотности и распространения знаний по управлению личными финансами; знаний, которые являются критическим фактором в обеспечении успешной и здоровой жизни будущих поколений.
IV. Задачи проекта
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1) усилить потенциал педагогов старших классов и преподавателей вузов в вопросах повышения финансовой грамотности школьников и студентов;
2) способствовать созданию сети для обмена опытом педагогов старших классов и преподавателей вузов в вопросах повышения финансовой грамотности школьников и студентов;
3) апробировать инновационные методики повышения финансовой грамотности молодежи;
4) способствовать развитию республиканских площадок молодежного обмена в вопросах финансовой грамотности;
5) дать начало становлению движению финансовых волонтеров в школах и вузах.
V. Целевые аудитории проекта
Главной целевой аудиторией проекта являются молодые люди – граждане Кыргызской Республики в возрасте от 16 до 20 лет из Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. Главным критерием отбора для участия в проекте для молодых людей будет общий кругозор и мотивация к получению и распространению финансовых знаний. Отбор будет производится на конкурсной основе, соревнованием эссе.
Вторая целевая аудитория – педагоги из школ и вузов Кыргызской Республики, которые пройдут специальное обучение и станут носителями навыков повышения финансовой грамотности в своих учебных заведениях. Отбор педагогов будет производится на конкурсной основе, критериями отбора будут способности и возможности применить изученные методики в учебном процессе и общественной жизни своего учебного заведения.
Третья целевая аудитория – международные донорские и неправительственные организации Кыргызской Республики, специализирующиеся на решении проблем молодежи и способствующие ее гармоничному развитию.
Четвертая целевая аудитория – средства массовой информации, внимание которых необходимо привлечь к проблеме тотальной финансовой безграмотности, особенно в части ее негативного воздействия на будущее страны.
Пятая целевая аудитория – официальная система образования, на которую будет оказано косвенное воздействие путем формулировки и передачи сигнала о необходимости институционализации методик повышения финансовой грамотности в обучении молодых.
Шестая целевая аудитория – авторы будущей Национальной Концепции повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики, которые получат важные данные о целях и формах работы с молодежью (см. раздел II «Обзор активности в Кыргызстане»).
Седьмая целевая аудитория – органы местного самоуправления Кыргызской Республики, которые через местные бюджеты и местные молодежные политики могут способствовать реализации локальных программ повышения финансовой грамотности населения. В том числе, через активность молодежи и учебных заведений.
VI. Квалификация и роли исполнителей проекта
Главным исполнителем проекта станет Институт политики развития (www.dpi.kg) – кыргызстанская неправительственная организация, миссия которой – содействовать местным сообществам и органам управления в реализации прав и возможностей человека жить достойно. Повышение финансовой грамотности населения, в том числе молодежи, входит в приоритеты ИПР как необходимая мера для реализации миссии. ИПР преимущественно работает с сельским населением и хорошо чувствует разрыв в отношении уровня финансовой и экономической грамотности между городом и селом, данный разрыв во многом обуславливает низкий уровень жизни и слабую защиту собственных прав среди сельского населения. В то же время ИПР располагает данными о том, что молодежные проблемы являются приоритетными во многих селах Кыргызской Республики, и суть данных проблем часто сводится к отсутствию доступа к современным знаниям и ограничению возможностей для самореализации. В отношении непосредственно проблемы финансовой безграмотности ИПР стал первой в Кыргызстане организацией, которая организовала обсуждение данной проблемы на международном уровне с привлечением правительственных кругов, бизнеса, системы образования и СМИ. Так, по инициативе ИПР состоялись два важных события, в рамках которых данная проблема была впервые сформулирована на национальном уровне:
Международная конференция: «Финансовая грамотность и экономическая журналистика, как фактор стабильности и борьбы с бедностью». 7-9 октября 2011 г.;
Международная конференция «Экономическая журналистика как фактор и индикатор развития рыночной экономики» 11-12 октября 2012 г.
Важно, что Фонд «Сорос – Кыргызстан» был в числе организаций, профинансировавших проведение первой конференции.
Роль Института политики развития в данном проекте будет заключаться в следующем:
разработка концепции проекта;
управление реализацией проекта;
участие в формировании экономического и финансового контента для учебных материалов;
написание аналитических и информационных материалов;
проработка возможности реализации муниципальных проектов по повышению финансовой грамотности через механизм социального заказа;
распространение информации о полученном опыте во всех сельских школах Кыргызской Республики.
Международным партнером проекта станет Кафедра экономики (http://schools.keldysh.ru/) Московского института открытого образования (http://www.mioo.ru/). Миссия института – повышение квалификации работников образования города Москвы (ближайший аналог – Академия образования Кыргызской Республики). Ежегодно через систему Института проходит 22 тысячи человек. Различные варианты повышения квалификации, ее «индивидуальные траектории» для всех специальностей и категорий учителей и управленцев обеспечивают модульным принципом построения образовательного процесса, при котором педагог может расширить кругозор в своей или смежной образовательной области, освоить интересующие его вопросы психологии, коррекционной педагогики и т.д. Основная задача партнера проекта – Кафедры экономики – предоставить возможность повышения квалификации учителям экономики общеобразовательных и профильных школ, лицеев и гимназий. Кафедра экономики рассматривает экономическое образование и систему подготовки и переподготовки учительских кадров как современную социокультурную инновационную технологию, основанную на знаниях и обеспечивающую формирование у учителя и его учеников экономического способа мышления, экономической и финансовой культуры, целостной картины мира с пониманием в ней места экономики. Профессор кафедры А. С. Прутченков имеет огромный опыт организации и проведения акций и масштабных мероприятий по повышению финансовой грамотности для школьников Москвы и других городов Российской Федерации; об этом опыте профессор Прутченков делал доклад на конференции по финансовой грамотности в Кыргызстане в 2011 году (http://2011.finliteracy.kg/rus/materials/). Инновационные методы профессора Прутченкова и его команды станут основой программы мероприятий, запланированных в рамках данного проекта, а его бесценный разносторонний опыт поможет педагогам Кыргызской Республики успешно применить эти инновационные методы для повышения финансовой грамотности школьников и студентов Кыргызстана.
Роль кафедры экономики МИОО и лично профессора А. С. Прутченкова и аспиранта А. Муниева в данном проекте будет заключаться в следующем:
презентация успешных методик повышения финансовой грамотности молодежи в рамках установочного семинара;
участие в формировании программы мероприятий данного проекта;
участие в организации и проведении летнего лагеря;
наблюдение за реализацией проекта и подготовка финальных рекомендаций на улучшение.
Национальным партнером проекта станет Фонд поддержки образовательных инициатив (http://edufeis.org) – кыргызстанская неправительственная организация, созданная для поддержки инновационных и общественно-полезных инициатив в образовательной и смежных сферах деятельности. Миссия ФПОИ заключается в содействии построению открытого общества в Кыргызской Республике через развитие образования, а также продвижение инновационных социальных технологий и осуществление проектной деятельности. В число приоритетов ФПОИ входят социальное проектирование и развитие инициатив в области образования, культуры и науки; разработка и внедрение образовательных технологий; содействие процессам реформирования системы образования. В рамках своей миссии ФПОИ регулярно организует важные для данного проекта мероприятия и акции. Например, «Республика Эвергриния» – молодежный образовательный лагерь, в ходе которого за 12 дней участники строят модель государства со своей властью, экономикой, культурой и т.д., а также Детская Экономическая Школа – выездная 10-дневная школа, в ходе которой школьник в форме игр и интересных занятий узнает все об экономике. В реализации проекта будут полезны ценные знания ФПОИ в организации школьного самоуправления и функционирования школьных парламентов в Кыргызстане, а также Ассамблея (сеть) школьных парламентов, созданная при участии фонда.
Роль ФПОИ и лично директора фонда Иванова А. П. в данном проекте будет заключаться в следующем:
разработка критериев отбора и участие в отборе педагогов и молодых людей – участников проекта;
участие в разработке участие в формировании программы мероприятий данного проекта;
наблюдение за реализацией проекта и подготовка финальных рекомендаций на улучшение.
VII. Методология проекта
Методология реализации проекта основана на потребностях молодых людей Кыргызской Республики и реальном успешном опыте подобных инициатив в Российской Федерации.
Проект будет состоять из двух фаз, разделенных на несколько этапов. Первая фаза проекта будет реализована в 2014 году, реализация второй фазы может быть рассчитана на более долгосрочный период и конкретные мероприятия второй фазы будут определены по результатам реализации первой фазы, а объем финансирования и продолжительность фазы будут зависеть от возможности кооперации доноров.
В рамках первой фазы в 2014 году будут выполнены следующие действия:
• Отбор педагогов - участников проекта. Критерием отбора будет наличие способностей и возможностей педагогов внедрить изученные методики в учебный процесс и общественную жизнь своих учебных заведений. Это означает, что отобранные педагоги будут достаточно подготовленными, чтобы освоить необходимый минимум финансовых знаний, а также уметь пользоваться источниками информации по их обновлению. Также они будут способствовать привлечению учащихся своих учебных заведений к участию в проекте; вместе с ними они составят команды, которые после участия в проекте будут дальше внедрять полученные методики у себя. Активное участие в отборе примет ФПОИ.
• Установочный семинар для педагогов и формирование программы летней школы финансовой грамотности (18 участников). При участии проф. Прутченкова будет проведен установочный семинар с элементами тренинга для преподавателей, где педагоги изучат существующие методики повышения финансовой грамотности, а также коллективно составят детальную программу летней школы финансовой грамотности. Программа будет включать комплекс мероприятий для молодежи и для педагогов. Для молодежи могут быть опробованы российские методики, например: практические курсы «Личная финансовая безопасность», бизнес-инкубатор «Наш новый проект», деловая финансово-экономическая игра «Мегаполис»; интеллектуальная викторина «Личная финансовая безопасность». Для педагогов может быть организовано обучение принципам организации дистанционного турнира «Я и мои деньги», движения «Волонтер финансового просвещения в местном сообществе». В дальнейшем, 10 педагогов, отобранных из числа участников установочного семинара, будут приглашены для работы в летнем лагере, а затем они будут внедрять полученные знания в своих учебных заведениях.
• Отбор молодежи для участия в летней школе. Главным критерием отбора для участия в проекте для молодых людей будет общий кругозор и мотивация к получению и распространению финансовых знаний. Отбор будет производиться на конкурсной основе, соревнованием эссе. Объявление о конкурсе будет размещено в СМИ и распространено через Интернет. Специальным источником информации о потенциальных кандидатах будут педагоги – участники установочного семинара.
• Проведение летней школы (50 участников). Летняя школа будет проведена в течение 10 дней, согласно разработанной на установочном семинаре детальной программе, в одном из пансионатов на берегу озера Иссык-Куль в июне 2014 года. Количество участников – молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет – 50 человек. Количество педагогов и организаторов – 10 человек. Одним из результатов летней школы станет разработка личных или командных планов по развитию местных инициатив по повышению финансовой грамотности; эти планы участники увезут с собой и будут реализовывать в своих учебных заведениях.
• Формирование отчета и рекомендаций. Исполнители проекта формируют творческий отчет с рекомендациями для продолжения проекта во второй фазе.
В рамках второй фазы, которая может предположительно быть реализована в 2015-2016 гг., возможно выполнение следующих действий:
• Реализация индивидуальных планов. Участники индивидуально или в составе команд, сформированных во время или после летней школы по финансовой грамотности, выполняют индивидуальные планы в своих учебных заведениях, организуя мероприятия в рамках учебного процесса или общественной жизни учебного заведения. По результатам мероприятий они готовят творческие отчеты и истории успеха, демонстрирующие, каким образом и насколько их активность повлияла на уровень финансовой грамотности, какие практические результаты принесла.
• Конкурс между командами педагогов и учащихся на получение поддержки. Творческие отчета и истории успеха, созданные участниками летней школы по финансовой грамотности лично или в составе команды, становятся предметом соревнования в рамках национального конкурса. Победители конкурса в качестве приза получают финансовую поддержку для продолжения инициативы. Возможно, в ходе реализации первой фазы проекта удастся организовать финансирование инициатив участников на начальном этапе.
• Форум по обмену опытом. Победители конкурса и другие успешные участники проекта презентуют свой успешный опыт широкому кругу заинтересованных лиц, включая официальную систему образования, муниципальные органы управления, территориальные органы государственного управления, международные донорские организации, молодежные НПО, а также своих сверстников и педагогов из других регионов. Возможно, на базе форума и конкурса будет сформирована формальная или неформальная образовательная сеть по финансовой грамотности молодежи. Либо финансовый контент включит в свои приоритеты какая-либо из существующих молодежных сетей.
• Участие в международных школах, форумах, школах. Это предположительный этап второй фазы, который потенциально может вылиться в организацию международной летней школы или турнира (для стран СНГ или Центральной Азии).
VIII. Результаты проекта
Главным результатом обеих фаз проекта должно стать повышение уровня финансовой грамотности молодежи и будущих поколений.
Итоговым результатом (Outcome) проекта в первой фазе станет внедрение в учебный процесс и общественную жизнь учебных заведений методик повышения финансовой грамотности молодежи. С помощью этих методик молодежь получит опосредованные результаты в виде:
понимания личной ответственности за свое финансовое благополучие;
сформированных представлений о способах достижения финансового благополучия (планирование, сбережения, риски, и т.д.);
понимания принципов деятельности основных финансовых институтов;
понимания основных финансовых продуктов (кредит, сберегательный вклад и т.п.);
понимания своих прав и способов их защиты;
навыков проведения элементарных финансовых расчетов и т.д.
Главный результат будет достигнут через промежуточные результаты (Outputs):
1) усилен потенциал педагогов старших классов и преподавателей вузов в вопросах повышения финансовой грамотности школьников и студентов;
2) создана база для сети для обмена опытом педагогов старших классов и преподавателей вузов в вопросах повышения финансовой грамотности школьников и студентов;
3) апробированы инновационные методики повышения финансовой грамотности молодежи;
4) есть условия и потенциал для развития республиканских площадок молодежного обмена в вопросах финансовой грамотности;
5) положено начало становлению движению финансовых волонтеров в школах и вузах.
Важным результатом проекта также будет включение молодежи как целевой группы в Национальную стратегию повышения финансовой грамотности населения .
IX. Устойчивость и перспективы проекта
Учитывая, что данных о реализации подобных проектов на территории Кыргызской Республики до 2014 года нет, многие составные части проекта будут носить инновационный характер и могут в последствии стать основой для развития инициатив в вопросах повышения финансовой грамотности молодежи в ширину и в глубину.
Участие педагогов и предпосылки для формирования команд учащихся создают необходимые условия для продолжения инициатив на местах.
Институт политики развития будет использовать наработанный опыт для внедрения подобных инициатив в молодежные политики органов местного самоуправления сел и городов Кыргызской Республики. Проекты по повышению финансовой грамотности населения с участием молодежи могут и должны быть реализованы при финансовой поддержке местных бюджетов через механизм социального заказа (ИПР много лет работает с МСУ в КР, детали на сайте www.dpi.kg).
Большое значение имеет развитие движения волонтерского финансового просвещения, которое потенциально может оказать воздействие не только на самих учащихся и студентов, но и на членов их семей, а также более широкие круги сельских сообществ в Кыргызской Республике, что в целом окажет существенное оздоровительной воздействие на социальную стабильность и экономический рост.
Возможно проведение национальных личных и дистанционных турниров, организация международных летних школ, конкурсов.
Каждое из перечисленных направлений открывает множество возможностей, которые могут быть реализованы учреждениями образования, местными сообществами, организациями гражданского общества и другими целевыми группами. В целом, данный проект открывает широкие перспективы для реализации большого числа местных, национальных и международных инициатив в сфере повышения финансовой грамотности населения, особенно молодежи. Конкретные направления, приоритетные для Кыргызстана, будут предложены исполнителями в формате рекомендаций для реализации второй фазы.
X. Соответствие приоритетам Молодежной программы Фонда «Сорос – Кыргызстан»
Важным приоритетным направлением работы Молодежной программы Фонда «Сорос – Кыргызстан» является вовлечение школьников и студентов в процесс социальных преобразований и перемен в обществе. Предложенный проект полностью соответствует данному направлению, так как он способствует формированию социально активных молодежных групп, которые будут носителями и распространителями специальных знаний, существенно влияющих на социальные преобразования. Школьники и студенты – участники проекта будут вовлечены в процесс социальных преобразований с помощью следующих механизмов (включая, но не ограничиваясь):
• в рамках летнего лагеря обучения молодежи тому, как играть важную роль в процессе социальных преобразований;
• основания движения «Волонтер финансового просвещения в местном сообществе»;
• включения шагов по участию в социальных преобразованиях в личные планы участников;
• передачи финансовых знаний родителям и другим членам семьи;
• обмена опытом и создания сети по финансовому просвещению молодежи.