К чему приведет перевод школ на самофинансирование

03.08.2012 12:00
Свои точки зрения по этому поводу высказали эксперты в сфере местного самоуправления.

Автор: Максим Цой

Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления Института политики развития:

- Так сложилось, что МСУ всегда приносится чему–то в жертву. Теперь вот партийному строительству и образованию. Ныне государство, по сути, вынуждает органы МСУ изымать из местных бюджетов деньги, которые могли бы пойти на ремонт дорог, водопровода, озеленение, уборку мусора, и вкладывать их в школы. Проблемы потихоньку перекладываются на местные бюджеты. При этом подразумевается автоматическое сокращение участия государства.

Причиной революционных ситуаций в нашей стране была централизация власти и игнорирование нужд МСУ. То, что происходит сейчас, по сути, те же самые грабли. Пройдет несколько месяцев, и когда люди увидят, что на местах ничего не делается, то их недовольство вновь обратится в сторону Бишкека.

Государству необходимо быть честным со своими гражданами. В свое время, когда правительство приняло решение о повышении зарплаты учителям, оно цинично и нагло обмануло все население. Ведь это увеличение было сделано за счет ухудшения среды обитания людей, денег, которые должны были пойти на уличное освещение, уборку и вывоз мусора, ремонт дорог, содержание объектов культуры и спорта. Получилось, что средства просто переложили из одного кармана в другой. То же самое происходит и сейчас. На местах, по сути, столкнули лбами два основных центра сельской жизни - айыл окмоту и школы.

Курманбек ДЫЙКАНБАЕВ, депутат Жогорку Кенеша:

- К подушевому финансированию образования мы должны переходить, это общепризнанная практика. Тогда в школах не появятся "мертвые души", и все будут четко знать, на что тратятся бюджетные средства. Сегодня же зачастую ни директора школ, ни руководители айыл окмоту не могут ответить, каковы затраты за воду, электричество или тепло, потому что не заинтересованы в экономии.

Все мы хотим и требуем повышения качества образовательных услуг. Сама по себе инициатива Минобразования по внедрению системы подушевого финансирования несет массу плюсов. Однако многие моменты были непродуманны и теперь могут привести к негативным последствиям. Реформа в системе образования в нынешнем ее виде тормозит развитие МСУ. А все из–за того, что на ее проведение не были заложены средства. Перекладывая проблемы на айыл окмоту, мы опять загоняем их в разряд убыточных и дотационных, не даем селу самостоятельно развиваться. Неудивительно, что идет внутренняя миграция, во многих регионах нет никаких условий для нормального проживания.

Плохо, что реформаторы не понимают, что своими действиями могут свести на нет положительные преобразования как в системе образования, так и МСУ. В этом году государство не смогло найти 500 миллионов сомов на покрытие дефицита по СБФ и переложило эту нагрузку на местные бюджеты. Через два года, по расчетам экспертов, эта сумма вырастет до полутора миллиардов. Крайним, как всегда, окажется простое население. Если реформа пойдет и дальше в этом направлении, это приведет к возникновению недоверия и к айыл окмоту, и к школам, а может, даже к развалу системы образования.

Бекболот БЕКИЕВ, руководитель проекта "Голос граждан и подотчетность органов МСУ":

- Взваливание дополнительных полномочий на органы МСУ должно подкрепляться финансово. Необходимы четкие разграничения между функциями органов государственной власти и МСУ. Тогда всем будет понятно, кто и за что несет ответственность. Вообще–то предоставление бесплатного и доступного образования - прерогатива государства. Однако через такие нормы, как эта, часть ответственности переносится на местные органы.

Если они будут направлять все средства на образование, мы получим потенциально конфликтную ситуацию, ведь население состоит не только из учителей и учеников. Помимо образования, есть множество других приоритетных направлений. Доводя МСУ до банкротства, мы убиваем на корню все прежние улучшения. Чтобы достичь требуемых целей, каждый шаг должен быть рассчитан и согласован. Ни одна реформа не может проводиться в ущерб другой.  

Проект: