СМИ – механизм прозрачности бюджета (ФСК, 2012)

01.10.2012 00:00

Информированность населения о состояниии как местного, так и республиканского бюджета очень важна. В данном случае большую роль в информировании граждан играют представители средств массовой информации. Именно поэтому, профессиональный уровень журналистов так важен, а вовлечение их в процесс освещения бюджета необходимо.

Проект "Механизм прозрачности бюджета"

Реализация: Институт политики развития (www.dpi.kg).

Финансирование: Фонд Сорос Кыргызстан совместно с Институтом политики развития

Сроки проекта: с декабря 2012 года по июнь 2013 года.

География проекта: 7 областей Кыргызской Республики.

Цель проекта
Задачи проекта:
Механизмы реализации проекта:

Регулярные пресс-сессии
Пресс-сессии – это регулярное мероприятие, которое ставит две основные цели и, соответственно, состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть носит образовательный характер и ставит цель дать журналистам базовые знания по тому или иному конкретному аспекту управления общественными финансами. Тема первой части определяется информационным поводом – событием, проблемой, достижением партнеров и грантеров Программы бюджетной прозрачности, – который выносится на обсуждение во второй части пресс-сессии. Таким образом, при наличии информационного повода – события, проблемы или достижения, которые необходимо довести до сведения общественности с помощью СМИ, эксперты Организации изучают потребности журналистов в образовательной информации, которая поможет им понять и грамотно осветить данный вопрос, и формируют первую – образовательную – часть пресс-сессии. Вторая – информационная – часть пресс-сессии чаще всего озвучивается гостями пресс-сессии – лицами, непосредственно влияющими на процесс или принимающими решения, а также партнерами и грантерами Программы бюджетной прозрачности - ньюсмейкерами.

Такая форма работы станет, по сути, институтом постоянного повышения квалификации действующих журналистов в вопросах управления общественными финансами. Однако в отличие от «чистых» образовательных мероприятий – семинаров и тренингов – аналитические журналисты охотнее посещают пресс-сессии, так как знают, что на них они получат не только знания, но и информационный повод, факты, проблемы для написания статьи или сообщений, снять сюжет, тем самым выполнить свою работу и отчитаться перед редактором за потраченное на пресс-сессию время. Всего состоится 5 пресс-сессий.

Конкурс

За время пресс-сессий Проект сумеет сформировать достаточно стабильный круг журналистов, которые будут способны вполне грамотно отслеживать и освещать процесс прозрачности и непрозрачности бюджета, использования общественных финансов в различных отраслях. Для поощрения журналистов проводить расследования в указанных сферах будет использован традиционный и хорошо зарекомендовавший себя инструмент – творческий конкурс. Для проведения конкурса будет разработано и обнародовано Положение, основанное на опыте проведения подобных конкурсов участниками проекта. Будет создана Конкурсная комиссия из независимых экспертов, работы будут кодированы и оценены анонимно. Информация о конкурсе для журналистов из южных регионов будет представлена и в процессе реализации другого проекта, реализуемого Организацией. Кроме того, объявление о конкурсе будет распространено посредством Интернет сообщений, а также рассылки по спискам базы данных Организации.

Проведение контент-анализа СМИ по освещению вопросов бюджета и издание результатов

Организация имеет опыт проведения исследований СМИ и контент-анализа СМИ по вопросам освещения экономики и бюджета. Всего проведено 4 таких исследования. Опираясь на применявшуюся ранее методику для сопоставимости данных и отслеживания динамики изменений, Организация проведет медиа-мониторинг и опрос журналистов и редакторов СМИ по всей республике. Медиа-мониторинг будет осуществляться с помощью субподрядчика, имеющего соответствующее электронное оборудования для отслеживания контента в печатных и электронных СМИ. Медиа-мониторинг будет опираться на набор ключевых слов, примененный в прошлогоднем исследовании. Медиа-мониторинг предоставит количественные данные для оценки состояния бюджетной журналистики в Кыргызстане. Качественные данные для исследования предоставит опрос журналистов и редакторов, который будет осуществлен силами специально подготовленного интервьюера. Результаты исследования будут проанализированы и обнародованы, на их базе будут подготовлены рекомендации заинтересованным в процессе сторонам: представителям СМИ, представителям организаций гражданского общества, финансовым и ПИАР работникам органов управления, международным донорским организациям и вузам.

Последовательное использование этих механизмов в совокупности приведет к появлению значительного числа журналистских работ, посвященных заявленной теме. Исследование позволит скоординировать и сделать более эффективными мероприятия по усилению освещения в СМИ тем бюджета и управления природными ресурсами страны.

Ожидаемые результаты
Ключевые партнеры проекта
Отчетность