Счетная палата выявила неэффективное использование выделяемых средств на образование

18.03.2015 15:07
По ее словам, ежегодно расходная часть казны теряет до 50 млн сомов из-за неэффективного использования средств вузами республики.
Счетная палата выявила неэффективное использование выделяемых средств на образование

18 марта 2015 года состоялась пресс-сессия для журналистов и представителей СМИ столицы с участием аудитора Счетной палаты КР Уктомхан А. Абдуллаевой.

В ходе пресс-сессии У.Абдуллаева представила участникам данные о ситуации вокруг средств, выделяемых системе образования. 

"Из года в год  при формировании республиканского бюджета правительство увеличивает финансирование на образование в миллиарды сомов. И даже при таком раскладе ощущается нехватка учебников, - комментирует спикер пресс-сессии. - Было выявлено, что средства эти используются неэффективно. В 2011 и 2012 годах Азиатский банк развития (АБР) выделил $21,8 млн., из которых в 2012-2013 годах 56,3 млн сомов были направлены учебники. Ученый совет Кыргызской академии образования из 78 наименований учебников и учебных материалов для первого класса, представленных на экспертизу, утвердила только 20 наименований, отправив 26 на доработку, а 12 - на повторное рассмотрение. Но не смотря на это решение, Министерство образования издало все эти учебники на выделенную сумму".

Кроме того, по словам аудитора, были приобретены лингафонное и аудиооборудование на сумму 14 млн. сомов, компьютерное оборудование на 17 млн. сомов. "Но когда донорская сторона (АБР) провела оценку и посетила пилотные школы, то было выявлено, что оснащение 90% школ лингафонным оборудованием не было эффективно. Их поставка не оказала заметного влияния на качество образования в данных школах", - сказала она.

Счетная палата также выявила, что в стране с 2007 года не проводилась инвентаризация книжного фонда, в результате которого в Министерстве образования отсутствует механизм распределения учебников - учебники распределяются без точных данных о наличии учебников в библиотечных фондах школ. Этим и объясняется тот факт, что в некоторых школах оснащенность учебниками превышает необходимое количество, в то время, как в других школах ощущается их острая нехватка.

Особый акцент спикер сделала на резкий дисбаланс между выпускниками ВУЗов и средних специальных учебных заведений. По данным Министерства труда, миграции и молодежи, на сеодняшний день только 2 тысячи человек могут получить работу, в то время, как количество зарегистрированных достигает 14 тысяч человек с высшим образованием. Этот фактор она объяснила с несоответствием спроса и предложения.

Между тем, продолжает она, в Кыргызстане количество ВУЗов на 1 млн. населения, включая филиалы, составляет 28 учебных заведений. Если сравнить количество ВУЗов в других странах, например, в Казахстане на 1 млн. человек приходится 10, в России — 6, в Великобритании – 2, в Восточной Европе – 6 ВУЗов, то получается, что количество ВУЗов на душу населения Кыргызстане в 14 раз больше, чем в Великобритании. Но при всем этом наблюдается снижение качества образования, отсутствие стимулов для его повышения, медленное обновление педагогического состава. Молодые кадры, прошедшие обучение и стажировки в престижных университетах России, Европы, США, не спешат делиться знаниями со студентами, так как низкая заработная плата педагогов в вузах не мотивирует их на это.

По результатам проведенных проверок, Счетная палата разработала следующие рекомендации:

Проект: