В настоящее время муниципальный индекс бюджетной прозрачности предлагается рассчитывать как интегральный показатель прозрачности бюджета по отдельным параметрам, полученным в зависимости от их соответствия (степени соответствия) установленным критериям. При разработке индекса учтены критерии оценок по трем взаимосвязанным направлениям: состав, полнота и качество бюджетных документов; доступность бюджетной информации для населения (способы распространения информации среди граждан и эффективность этой деятельности); участие граждан в бюджетном процессе.
Специалист Института политики развития Тюлюндиева Н.М. рассказала о том, что разработал проект методики оценки муниципального индекса бюджетной прозрачности в рамках проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии в партнерстве с британским министерством по международному развитию». Проект методики дорабатывался при участии сотрудников Министерства финансов и затем прошла апробацию в 26 пилотных айылных аймаках Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей.
«На страновом уровне оценка бюджетной прозрачности проводится в рамках исследования открытости бюджета Международным бюджетным партнерством, начиная с 2006 года. На местном уровне такая работа не проводилась, хотя по реформам в сфере децентрализации и развития МСУ Кыргызстан опережает соседние страны. В России и Казахстане проводится оценка деятельности местных органов власти, но не органов местного самоуправления, ответственность которых перед местным населением гораздо выше. Мы предлагаем муниципальный индекс бюджетной прозрачности органов МСУ законодательно закрепить и начать проводить работу в этом направлении, отметил заместитель министра финансов Кожошев А.О.».
Председатель Правления Института политики развития Добрецова Н.Н. в своем выступлении заострила внимание на том, что "Вопросы прозрачности деятельности органов управления закреплены в Конституции. Граждане имеют право участвовать в формировании республиканского и местных бюджетов, а также получать информацию о фактически расходуемых средствах из бюджета (глава третья, Статья 52, п.3 Конституция Кыргызской Республики). Введение индекса будет способствовать реализации конституционных прав граждан.
Обсуждение методики продолжится – на следующей неделе предлагается провести семинар с участием широкого круга экспертов, НПО, государственных органов и органов МСУ.