Лоран Ги, Региональный Директор Швейцарского Бюро по сотрудничеству и консульского агентства в Кыргызской Республике и Узбекистане.
– Решение Швейцарского Бюро по сотрудничеству (далее – ШБС) поддержать развитие местного самоуправление в Кыргызской Республике оказалось очень своевременным. Страна стоит перед необходимостью провести серьезные реформы в структуре управления, перераспределив полномочия по принятию решений в пользу муниципалитетов, местного самоуправления. Почему было принято решение именно в пользу МСУ?
– Тому есть несколько причин. Во-первых, Швейцария – децентрализованная страна, где управление строится на принципе субсидиарной ответственности уровней управления. Проще говоря, решения принимаются на том уровне, на котором они исполняются. При таком порядке вещей естественно, что абсолютно все вопросы местного значения решаются на уровне муниципалитетов, общие для муниципалитетов проблемы решаются на уровне кантонов, и только вопросы, представляющие важность для нации в целом передаются – субсидируются – национальному уровню управления, государству. Граждане Швейцарии ценят эту систему, а Правительство считает своим долгом поддерживать децентрализацию в других странах, так как мы убеждены в ее эффективности в процессе улучшения качества жизни людей. Принимая во внимание важность решений, принимаемых сверху вниз, мы убеждены, что ничто не может заместить или компенсировать эффективность решений, принимаемых снизу вверх.
Во-вторых, мы видим, что муниципалитеты Кыргызской Республики, вновь стоящие на пороге финансовой децентрализации, крайне нуждаются в улучшении навыков управления своими бюджетами, муниципальными финансами. Очень важно именно сейчас, пока бюджеты не слишком большие, усилить их управленческий и функциональный потенциал с тем, чтобы на пике финансовой децентрализации, когда в их руках окажутся значительные средства, они не дискредитировали себя перед национальным уровнем управления и доказали свою готовность и способность эффективно управлять бюджетами. По результатам реформы 2007 года мы знаем, что именно низкий потенциал органов МСУ в управлении финансами стал одним из сильнейших аргументов противников преобразований. Мы хотим помочь органам местного самоуправления предотвратить подобный сценарий.
Третья причина – насущная потребность в прозрачности управления местными бюджетами, которая непосредственно связана с борьбой с коррупцией. И хотя уровень коррупции в органах МСУ ниже, чем в центральных органах управления, существует потребность в создании таких механизмов, которые не допускали бы ее возникновения в принципе. Местные бюджеты должны быть априори, безоговорочно прозрачными и подотчетными населению, что непременно сделает управление ими более эффективным. Но для этого необходимо, чтобы граждане имели представление о бюджетной системе, межбюджетных отношениях, бюджетных процессе и структуре. Иными словами, граждане должны понимать бюджет, поэтому значительная часть проекта сфокусирована на повышении бюджетной грамотности населения. При этом подход проекта не должен ограничиваться обучением граждан теоретическим основам бюджетного процесса, детальные процедуры должны быть разъяснены и внедрены. , Например, проведение тендеров и организация закупок, учет приоритетов граждан не только при формировании, но и при исполнении бюджета. Доказательство того, как это повышает качество управления, я наблюдал в Индии – там только простое вывешивание бюджетных данных в доступной форме на информационных стендах позволило повысить эффективность расходования средств на 50 процентов.
– В отличие от многих других донорских проектов свою помощь вы адресуете напрямую управлению муниципалитетами. Например, грантовый компонент предлагается реализовать через исполнительные органы МСУ, через местный бюджет, а не через группы в сообществе, как это делает большинство других доноров. Почему?
– Мы должны стремиться оставить после себя устойчивую, работающую систему. И эту систему представляют собой органы МСУ, а не группы в сообществах. Не хочу критиковать подходы других доноров, но мы уверены, что пришло время поддержать развитие легитимной, демократической формы управления, коей является система органов МСУ. Кроме того, мы не сторонники создания параллельных, дублирующих органы МСУ структур. Закон установил заниматься вопросами местного значения органам МСУ, это их прямое предназначение, так зачем же создавать какие-то новые нагромождения, структуры по принятию решений?
– Есть ли связь между решением о реализации данного проекта с событиями кыргызстанской истории 2010 года?
– Нет, прямой связи нет, так как решение о реализации проекта было принято до этого периода и связано оно с комплексной программой поддержки реформ на национальном уровне управления в Кыргызской Республике. События же 2010 года только усилили нашу убежденность в необходимости такого проекта, показав, что население не толерантно к централизации власти, в том числе, к местной, что необходимы усилия по установлению диалога.
– Как вы оцениваете перспективы реформы, есть ли вероятность стремительных изменений и считаете ли вы их необходимыми?
– Вспоминая расхожую присказку о курице и яйцах, скажу, что возможности и ответственность органов местного самоуправления должны расти сбалансированно. Слишком быстрый рост автономии приведет к ситуации, когда муниципалитеты не справятся с возложенными на них полномочиями. Слишком быстрый рост потенциала может привести к разочарованию и бегству хороших управленцев из системы МСУ. Так что реформа должна идти постепенно, эволюционным путем.
– Каким вы видите местное самоуправление в Кыргызстане в 2018 году, когда будут подводится итоги проекта?