Местное самоуправление может и должно передавать решение части социальных вопросов неправительственным организациям. Для этого в Кыргызстане внедряется механизм муниципального (государственного) социального заказа, где заказчиком выступает орган МСУ – мэрия или айыл окмоту, а исполнителем – НПО. Как работает социальный заказ на опыте Министерства социального развития (МСР) изучали представители 12 пилотных муниципалитетов Кыргызстана, которые уже в августе 2014 года проведут конкурсы среди НПО на решение социальных проблем. Для изучения опыта МСР в Бишкеке и Чуйской долине была организована учебная поездка для представителей муниципалитетов и НПО из Баткенской, Джалал-Абадской и Таласской области.
Двенадцати муниципалитетам предстоит в ближайшем будущем заказать у неправительственных организаций решение самых «больных» для этих сообществ социальных проблем на общую сумму 12 миллионов сомов. Проблемы были определены в ходе специальных исследований, организованных силами местного самоуправления на территориях муниципалитетов. Проблемы сложные:
Вопросов у муниципалитетов много. Как организовать процесс муниципального социального заказа таким образом, чтобы все требования законодательства были выполнены? Как учесть потребности социальных групп, нуждающихся в помощи? Как правильно организовать финансирование? Как не ошибиться в выборе НПО – исполнителя заказа? Чтобы узнать практику реализации госсоцзаказа и получить ответы хотя бы на часть этих вопросов и была организована данная поездка.
Участники поездки получили возможность изучить работу городского реабилитационного центра г. Бишкека по интеграции людей с ограниченными возможностями; Социальной деревни «Манас» и Национального общества красного полумесяца по поддержке центров, оказывающих социальные услуги детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (детский кризисный центр). Эти организации в разное время стали победителями конкурса на реализацию государственного социального заказа, проводимого МСР, хорошо знают плюсы и минусы подобной практики.
«Первый опыт привлечения некоммерческих организаций к выполнению социально-значимых программ у нас состоялся в 2004 г., – рассказывает Саида АСАНБАЕВА, главный специалист отдела социального обслуживания Департамента соцобеспечения МСР КР. – Цель этой инициативы – выявление, поддержка и привлечение новых сил в решении социальных проблем и объединения усилий НКО, работающих в данной сфере. За последние годы объем финансирования социальных проектов неправительственных организаций резко возрос – с 4,3 миллиона сомов в 2009 году до почти 14 миллионов в 2013-м. 12 миллионов сомов, которые будут потрачены на ГСЗ через муниципальные бюджеты – существенный вклад в развитие социального заказа и мы надеемся, что муниципалитеты получат успешный опыт и будут применять социальный заказа в своей практике ежегодно».
Представители Министерства социального развития КР и эксперты Проекта представили вниманию участников успешные примеры реализации государственного социального заказа, ознакомили с законодательством в сфере государственного социального заказа и обязанностями органов МСУ в проведении конкурса социальных проектов. Второй, но не менее важной задачей учебной поездки стала консультативная помощь муниципалитетам в организации и проведении конкурса социальных проектов среди НПО. Для пилотного проекта критически важно, чтобы этот конкурс прошел максимально прозрачно, справедливо и стал примером, который может быть повторен в других муниципалитетах. Помимо изучения опыта, участники поездки знакомились с процедурами конкурса для НПО, который им предстоит провести в начале августа, составляли графики и оттачивали документы.
Баймурат БЕКМУРАТОВ, глава Сумбула АА Баткенской области: «Мы давно хотим заняться решением социальных проблем, но нам постоянно не хватает ни времени, ни денег. В приоритетах всегда оказывается инфраструктура – мусор, дороги, вода, а потребности самых слабых – детей, лиц с ограниченными возможностями, духовные и культурные нужды часто остаются за бортом местного бюджета и вне фокуса внимания органов МСУ. Теперь, при поддержке GIZ (Германского общества по международному сотрудничеству), у нас появилась возможность опробовать новый механизм – муниципальный социальный заказ. При этом поддержка заключается не только в деньгах, которые мы через местный бюджет потратим на социальные проблемы, но и в том, что мы учимся привлекать к решению социальных проблем неправительственные организации, которые обладают большим творческим и созидательным потенциалом. В моем понимании, гражданское общество – это те, кто кричит о политике, а те, кто занимаются самыми сложными общественными проблемами».
Айгуль ЖАНТАЕВА, координатор проекта в Терек-Сайском АА, Дажалал-Абадской области: «Реализовать муниципальный социальный заказ не просто, нужно много знать, разработать сложные процедуры и выполнить их, учесть интересы разных социальных групп и НПО. Раньше никому в местном самоуправлении Кыргызстана делать этого не приходилось, мы с одной стороны, гордимся тем, что оказались в числе первопроходцев, с другой – чувствуем большую ответственность за результат. Учебная поездка придала нам уверенности в своих силах, мы верим, что муниципальный социальный заказ станет как хорошим инструментом решения проблем на муниципальном уровне, так и эффективным каналом взаимодействия органов местного самоуправления и организаций гражданского общества».
Мероприятие состоялось в рамках Проекта Института политики развития «Партнерство НПО и МСУ в решении приоритетных вопросов местных сообществ на основе муниципального социального заказа», финансируемого Проектом GIZ (Германского общества по международному сотрудничеству) по поддержке гражданского общества. Подробная информация о проекте доступна на сайте: http://www.dpi.kg/ru/projects/full/59.html