Об улучшении качества жизни в Кыргызстане написаны сотни статей. Сменяющие друг друга правящие круги не перестают убеждать народ в благих намерениях, а именно - сделать жизнь лучше. От государственных органов управления зависит многое, но далеко не все.
Иногда для решения простой, но важной проблемы достаточно волевого решения представителя органа местного самоуправления (МСУ). Правда, воля эта должна подкрепляться еще и финансово.
Как на духу
Согласно Закону «О местной государственной администрации и местном самоуправлении», от руководителей на местах зависит решение по 25 вопросам, которые закреплены за МСУ. Среди них как «глобальные» - типа обеспечения экономического развития территории и управления муниципальной собственностью, так и вполне «прозаические», вроде озеленения, освещения, вывоза мусора и снабжения питьевой водой. Однако на практике МСУ зачастую не могут их исполнить из-за банального отсутствия средств. Так почему же в местных бюджетах образуются дыры?
Исследование «Мнения руководителей органов МСУ о собственных функциях местного самоуправления», проведенное в Кыргызстане Институтом политики развития при поддержке Норвежского института международных отношений, частично дало ответ на этот злободневный вопрос. В опросе участвовали руководители 203 органов МСУ республики, включая руководителей 23 городов и 180 айыл окмоту (АО).
В рамках исследования опрошены 169 глав АО, 7 мэров, 14 заместителей глав исполнительно-распорядительных органов МСУ, 2 председателя местных советов, 2 экс-руководителя органов МСУ и их замы, 9 ответсекретарей.
«Система власти в каждой стране разная, - говорит исполнительный директор, председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова. - В одних странах органы местного самоуправления наделены большой автономией, в других почти все функции принадлежат государству, и оно лишь делегирует некоторые из них местным органам власти. Кыргызстан - страна со смешанной системой, при которой у местного самоуправления есть как собственные, так и делегированные государством функции. Конституция, принятая в 2010 году, не уточняет, что такое «вопросы местного значения», и проблема разделения вопросов на местные и государственные по-прежнему актуальна».
Халява на государственном уровне
Рядовым налогоплательщикам до этих тонкостей не было бы дела, если бы не одно существенное «но». На выполнение делегированных государственных полномочий органы МСУ тратят средства местного бюджета, который отнюдь не предусматривает финансирования государственных полномочий. Получается, что органы МСУ бесплатно делают работу государства.
«Вопрос о собственных и делегированных функциях МСУ тесно связан с финансированием их исполнения, - продолжает Надежда Добрецова. - Возможность формирования собственного бюджета и наличие закрепленных источников дохода - основные принципы МСУ, ведь самостоятельный бюджет необходим им для выполнения своих функций».
Согласно выводам исследования, действующие нормативно-правовые акты не дают гарантии финансовой самодостаточности МСУ. «Формирование доходной части местных бюджетов осуществляется не за счет местных налогов, а из отчислений от государственных налогов, часть которых направляется в местные бюджеты. Получается, на практике не соблюдается принцип соразмерности материальных и финансовых ресурсов МСУ и его полномочий, подтвержденный Законом «О местном самоуправлении и местной государственной администрации», - говорит председатель правления Института политики развития.
9 из 25
В ходе опроса респонденты высказывались обо всех функциях МСУ. Респонденты считают, что управление ресурсами и предоставление коммунальных услуг местного значения правильно отнесены к собственным функциям МСУ. Таких «правильных» функций набралось 9. А законодательно для МСУ определено 25 функций.
13 процентов городских руководителей усомнились, что в обязанности МСУ должно входить развитие народного творчества и обеспечение работы кладбищ и библиотек. Более 20 процентов респондентов не уверены, что в обязанности МСУ нужно включать предупреждение чрезвычайных ситуаций, поскольку на это у местного самоуправления нет ресурсов.
Сельские муниципалитеты также признали собственными только те функции, на исполнение которых у них есть средства. А поскольку у сельских МСУ ресурсов меньше, чем у городских, то и функций всего 6 из 25.
Наибольшие сомнения у сельских МСУ вызвали вопросы канализации, водо- и теплоснабжения жителей и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Сложно, но возможно
Что касается блока вопросов о сложностях исполнения собственных функций, то здесь картина весьма печальна. Согласно исследованию, оптимистами, которые не испытывают каких-либо сложностей с исполнением своих функций, оказались менее 3 процентов от числа опрошенных (6 респондентов). 60 процентов руководителей сельских муниципалитетов и 26 процентов городских отметили, что сталкиваются с проблемами при исполнении каждой из возложенных на них функций. Последним труднее всего исполнить обязанности по водоснабжению, ремонту дорог, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, работе канализации.
Для сельских управ в числе лидеров по сложности добавилась функция экономического развития территории.
Указы «сарафанного радио»
Две трети муниципалитетов (74 процента) испытывают недостаток средств для исполнения собственных функций, в то время как им приходится брать на себя обязательства государства, следует из опроса.
75 процентов опрошенных руководителей МСУ подтвердили, что часто получают «устные поручения», не выполнить которые нельзя. Согласно результатам исследования, с подобными проблемами сталкиваются все округа Баткенской области, 92 процента округов Таласской, 81,5 процента округов Джалал-Абадской области, а также 78,3 процента городских властей.
«Органы МСУ вынуждены выполнять делегированные государством полномочия и финансировать их в ущерб интересам местного сообщества. Это связано с тем, что до настоящего момента не определены механизмы делегирования и финансирования данных полномочий. При этом государство не стесняется делегировать органам МСУ все новые и новые задачи», - говорится в отчете.
Всех собак навесили
В ходе опроса установлено, что, к примеру, в Ошской области органам МСУ предписано заняться... отстрелом бродячих собак. Однако средств и кадров нет, да и находится это в компетенции других государственных служб.
«Подобный подход является отступлением от конституционного принципа разграничения полномочий, и, как следствие, подавляющее большинство муниципалитетов, особенно сельских, становятся дотационными», - делают вывод исследователи.
В отчете отмечается, что сельские муниципалитеты не могут до конца сформировать муниципальную собственность местных сообществ, поскольку не имеют средств на завершение госрегистрации объектов и земель.
«Самый простой способ разрешить ситуацию - пересмотреть бюджетные отношения на законодательном уровне и увеличить отчисления от государственных налогов в местные бюджеты, - говорит Надежда Добрецова. - Но, учитывая проблемы с наполняемостью республиканского и местных бюджетов, применить это невозможно. Необходим комплексный подход, сочетающий финансовую децентрализацию и практику делегирования государственных функций на договорной основе. Положительно оценили идею 78 процентов опрошенных».