Столичному жителю кажется, что все самое важное происходит в центре. Здесь восседает правительство, находится резиденция президента, отсюда они управляют страной.
Какие процессы происходят в регионах, с которых, как известно, начинается Родина? Как там работает местное самоуправление (МСУ), справляется ли оно со своими задачами?
Об этом своими размышлениями делится независимый эксперт, в прошлом экс-председатель Бишкекского горкенеша Зоотбек Кыдыралиев.
- Влияет ли сегодня МСУ на формирование человека и его мировоззрение?
- Конечно. Маленькие города, поселки - это места, откуда берут начало наши корни. Я вот родом из села, где находится месторождение Андаш. Испокон веков люди жили дружно, все экономические и социальные вопросы решали сообща. А сейчас дело доходит до драки, а все потому, что полсела за разработку полезных ископаемых, остальные против. И трудно определить, кто из них больше прав.
За последние два десятилетия произошли сильные изменения, и, считаю, в худшую сторону. Приведу пример, раньше, если кто-то ехал в общественном транспорте и лузгал семечки, ему обязательно сказали бы, чтобы не сорил. И человек воспринял замечание с пониманием, как должное. Приезжие из сел, старались поскорее влиться в ту систему отношений, которая сложилась среди горожан. Сейчас некоторые откровенно бравируют своим бескультурьем и необразованностью, игнорируют негласные правила поведения, формировавшиеся годами в обществе: не сквернословь, не сори, уважай чужой труд, будь терпим к другому мнению.
- Может это такое проявление демократии, как хочу, так и хожу?
- С моей точки зрения, это элементарная невоспитанность. Я жил в маленьком горном селе, и если нам старший что-то говорил, никто не мог перечить, даже если он был не прав. Это выработанная столетиями культура уважения. И за какие-то 20 лет вековые устои утратили ценность. Одну из причин того, что произошло с нами, я вижу в экономической политике, которая никак не согласовывается с тем фундаментом, который был у народа 50-100 лет назад.
В селе или городе местное самоуправление было объединяющей силой. А сегодня МСУ не очень экономически крепки, с другой стороны - зависимы от верховной власти.
- Как вы считаете, местная власть может служить фактором стабильности, когда в стране неспокойно, как сейчас?
- Многое зависит от лидерских качеств тех, кто встал над народом. Это в одинаковой степени справедливо как по отношению к руководителям страны, так и отдельно взятого айыл-окмоту. Роль личности в истории человечества общеизвестно и нельзя ее игнорировать. В настоящее время я все реже встречаю таких людей, за которыми мог бы пойти народ. В советское время подготовке будущих лидеров, командиров производства уделялось много внимания - это было одним из основных направлений управленческой жизни любого села или города. Человека повышали в должности только в том случае, если у него не было никаких «черных пятен».
А что происходит сейчас? Недавно при обсуждении вопроса о выборах мэра города один из участников предложил убрать такое требование к кандидату на ответственный пост градоначальника, как высшее образование. Оказалось, что он работает временно мэром города, не имея университетского диплома за плечами. В свое оправдание человек ссылался на Омурбека Текебаева, который якобы говорил, что некоторые руководители имеют два высших образования, а работают хуже, чем иные после десятилетки. На мой взгляд, такой подход к подготовке кадров, неприемлем.
- В стране есть отдаленные горные села, регионы, где люди живут изолированно от всех. Какие задачи там решает местное самоуправление? Стремится ли оно вовлечь население в процессы, происходящие в Кыргызстане?
- Существует круг вопросов, находящихся в компетенции МСУ. Они называются законами местного значения. Если проблема выходит за рамки них, на ее решение не будут выделены средства из местного бюджета. Допустим, организация телевещания и радиовещания в регионах. Этот по силу только органам республиканского уровня. К сожалению, до сих пор есть отдаленные села, в которых нет ни радио, ни ТВ, ни тем более Интернета. Я знаю одно село, к которому до сих пор не проведено электричество. И это в двадцать первом веке!
О чем это говорит? Об отношении власти к своему народу, к МСУ. Если насущные проблемы не решаются годами, то у людей возникает чувство оторванности, неполноценности. И оно их угнетает. Вы не сможете даже поговорить с ними о последних новостях, потому что у них нет радио. А это уже задача государства - дать образование и обеспечить доступ к информации. Однако местное самоуправление должно будировать, озвучивать чаяния людей, чтобы о них знали в центре и решали проблемы, а не доводили массы до крайности. Уверен, только безысходность толкает простых кыргызстанцев, которым терять больше нечего, на митинги.
- Вы говорите, что мы утрачиваем традиции. Но о том, что их надо возрождать, популяризировать так много стали говорить после апрельских событий.
- Важно, чтобы слова и возможности совпадали, а когда нет материальной базы, то слова будут пустым звуком. Обратите внимание, последние 3-4 года бюджет МСУ не растет, у 459 айыл-окмоту и на 25 городов на все про все всего 14 миллиардов сомов. Не видно динамики роста, хотя бы с корректировкой на инфляцию. В этом году бюджет увеличили всего на 300 миллионов. Это и есть отношение государства к МСУ. А между тем местные органы должны решать массу проблем, связанных с благоустройством, экономическим развитием регионов.
Денег не хватает, даже те средства, что выделены центром, приходится «выбивать». Сложившаяся система дачи взяток людей коробит, они не могут свыкнуться с такими вещами, но приходится. Один из заведующих финотдела рассказывал мне, каких унижений ему стоило получить выравнивающий грант. Региональные власти просят Минфин профинансировать, а ведомство в ответ: гоните 5 процентов. А где взять эти деньги? Вот и вынужден глава айыл-окмоту с местного бюджета вытаскивать эти 5 процентов.
- А если он откажется давать на лапу?
- В таком случае в центре будут тянуть с финансированием или откажут, ссылаясь на нехватку средств.
Ленин говорил, что экономика является продолжением политики. На самом деле, экономика - базис, фундамент развития человечества, в том числе и МСУ. Я часто вспоминаю 2007 год, когда бюджет стал двухуровневым и местному самоуправлению дали возможность самим собирать заработанные деньги и оставлять их у себя. Многие регионы тогда воспрянули духом, стали строить далеко идущие планы.
Правда, вместе с передачей функций следовало научить людей правильно пользоваться свалившимся на них богатством и свободой. Чтобы деньги шли не в чей-то карман, а на решение общих проблем.
- А кто это обязан контролировать на местах?
- Должна быть культура и выработанные государством правила, подкрепленные правовыми актами. В любом деле сначала необходимо определить цели, обговорить механизм и подходы для их достижения. В законе об исполнении бюджетного права все хорошо изложено, но не прописаны механизмы осуществления контроля.
- Бытует мнение, что МСУ не создает условий для развития человека, так как руководителями обычно назначают мужчин?
- Я так не думаю. По-моему, лидерские качества не зависят от пола, они есть у человека либо их нет. В последнее время часто поднимаются вопросы гендерных отношений, в таких случаях я всегда шучу: гендер нужно производить по тендеру. Борьба за равноправие имеет свои плюсы и минусы. Требования к руководителю – мужчина это или женщина должны быть одинаковыми.
- Местное самоуправление способно влиять на экономическое развитие?
- Все зависит от той политики, которая складывается в нашей республике. Мы же не рассматриваем каждый орган МСУ отдельно, это часть общей системы, на которую тоже распространяются общие правила, предусмотреные нормативно-правовыми актами, законами.Главное - предоставление самостоятельности в решении экономических вопросов. К сожалению, во многих случаях из-за недостатка денег в бюджете все они зависимы от вышестоящих органов и та политика, которая проводилась особенно в бакиевские времена, - централизация финансовых ресурсов - сказалась не только на состоянии сел и городов, но и на формировании самого стереотипа мышления руководителей.
Как-то мы ездили в Ош для обсуждения проекта закона о МСУ, и там возник спор относительно выбора глав местного самоуправления. Многие считали, что их должен избирать местный кенеш, а некоторые говорили, что аким-байке. Народ больше привык слушать власть, Кокандское ханство у них в крови. На юге, я думаю, преклонение перед властью сильнее, чем на севере. Аким, представляя собой власть района, сам предлагает кандидатуру глав МСУ, хотя по новому закону это является прерогативой местного самоуправления.
- Как вы думаете, сейчас политика способствует развитию провинций?
- Пока нет!
- А сбор налогов?
- Нет, конечно. Здесь как в семье: если у тебя есть возможность самому прокормить семью и увеличивать доходы, тогда появляется уверенность в завтрашнем дне.
- Сейчас многие отмечают централизацию власти, может это из-за страха усиления МСУ?
- Вы правы. В1995 г. начало развиваться местное самоуправление, была разработана нацпрограмма, закон, однако в последние годы пошел откат. Одна из причин тому - рост коррупции в экономике, семейно-клановое управление страной. Вы, наверное, в курсе, что губернаторы несли конверты наверх, каждая должность что-то стоила. Это дало импульс к централизации власти, финансовых ресурсов. И в дальнейшем эту тенденцию развил Бакиев, помните, почти половину бюджета республики решил отдать сыну. Люди смотрели в рот президенту и его отпрыску, особенно руководители. Так мы пришли практически к развалу системы МСУ. И ее теперь снова необходимо возрождать.
- Но, может быть, отказаться от этого института? Все равно все решает центр.
- Невозможно руководить республикой с Бишкека. В Европе тоже одно время думали, что могут жить без МСУ, но потом поняли, что это невозможно. Я был несколько раз в Соединенных Штатах. Так, там каждый город по-своему строит свою жизнь. В каждом штате свои законы. Люди делают так, как им удобно. И это разумно.
- Некоторые считают, что в решении вопросов местного самоуправления пошел откат назад. Долго шли к двухуровневому бюджету, однако он не прижился у нас. Некоторые эксперты считают, что ослабла законодательная база…
- Половинчатые решения имеют место. Много зависит от политической воли руководителя страны: хотят нынешние власти видеть село как обособленный субъект правления государства или нет или хотят, сидя из центра, все решать. Если ты руководитель и тебе верят, одним из компонентов управления является доверие вышестоящего органа. Если нет доверия, то невозможно работать эффективно. Это как в семье. Если ты веришь своему сыну, и постоянно даешь ему деньги для развития бизнеса, то он становится зависимым человеком. Ожидать от него инициативы в таком случае не приходится. Контролировать, конечно, надо, но не стоит ограничивать самостоятельность.
- Что необходимо изменить, чтобы МСУ уверенно смотрело вперед и было самодостаточным?
- В парламенте нет согласия, единой цели и единого направления для улучшения политической обстановки. То же самое и в экономике: передряги, недоверие руководителей в отношении друг друга рождают недоверие населения к ним, а это не дает двигаться нам дальше и решать важные вопросы. Пора предпринимать решительные действия, думаю, смена тех же карт в колоде ничего не даст, потому что все взаимосвязано. У власти оказались все те же лица, что были и при Бакиеве. Многие люди считают, что с приходом временной власти ничего не изменилось.
Недавно руководитель налогового ведомства сообщил, что увеличились налоговые поступления на 8 процентов или на 600 миллионов сомов. С одной стороны, это хорошо, с другой – власти обещали увеличить доходную часть бюджета на 30 процентов. Значит, будет определенное давление на бизнес.
- Значит, все-таки дело не в нормативной базе МСУ?
- Ну конечно. Причина в самом исполнении закона.
- Является ли неопределенность ступором для развития местного самоуправления?
- Безусловно. Сегодня нет уверенности в завтрашнем дне. Каждый думает, как прокормить семью, беспокоится, чтобы события 7 апреля прошлого года не повторились.
Поэтому если даже местные кенеши будут формироваться по партийным спискам (может это и нужно сделать), необходима единая программа дальнейшего развития страны и регионов.
- Какие эмоции у вас возникают при упоминании МСУ?
- Несмотря ни на что оптимистичное настроение. Нужно жить и смотреть вперед.