Любопытное по времени совпадение случилось недавно в отношении нынешнего политического ветра в Кыргызстане и Российской Федерации.
Наши парламентарии и гражданское общество собрались на слушания, чтобы обсудить проблемы и перспективы финансовой децентрализации. И почти в тот же день президент Медведев заявил буквально следующее: “Финансы страны должны сместиться в сторону регионов и муниципалитетов”, чем привел в эйфорическое состояние тамошнюю муниципальную власть. Случайность ли это?
Если даже в богатой и сильной России власти осознают, что проблемы конкретного человека следует решать там, где он живет, то есть на уровне местного самоуправления,
то уж для нашей республики вопрос финансовой децентрализации давно не просто актуальный — это вопрос выживания.
На мой взгляд, абсурдно, что сегодня местные бюджеты занимают в консолидированном бюджете страны ничтожную долю. Только 14 процентов наших с вами налоговых отчислений, попавших в бюджет, направляется на решение наших же насущных проблем! Так называемых вопросов местного значения тьма, среди них — асфальтирование дорог, чистая питьевая вода, уборка мусора, детские сады и прочее. Можно ли со столь мизерным финансированием улучшить условия жизни в наших городах и селах? Нет! И на парламентских слушаниях это признали. Поэтому и была создана рабочая группа для внесения соответствующих поправок в законодательство с тем, чтобы довести долю местных бюджетов хотя бы до 30 процентов. Это в регионах, а в Бишкеке депутаты горкенеша продвигают законопроект о статусе столицы и просят не менее 35 процентов от всех налоговых поступлений. Это непросто. Предстоит преодолеть сопротивление правительства, стремящегося сохранить “муниципалитеты в коротких штанишках”, то есть административно беспомощными, политически слабыми и финансово несостоятельными. Такими легче управлять из центра.
Акылбек Жапаров, председательствовавший на слушаниях от имени комитета Жогорку Кенеша по бюджету, подчеркнул, что сейчас у парламента страны есть уникальный шанс воспользоваться промежуточным состоянием правительства, чтобы вернуться к реформе межбюджетных отношений и реализовать наконец финансовую децентрализацию не в усеченном, а в полном объеме.
Народоизбранник справедливо отметил, что ныне ситуация вернулась к дореформенным временам. Местных налогов всего парочка. Львиную долю в низовых бюджетах занимают гранты из республиканского. В результате чуть ли не 80 процентов отечественных муниципалитетов оказались дотационными, убыточными. Но их дотационность — миф. Просто они находятся в ситуации, которая создана искусственно с помощью централизованной бюджетной системы. Правительству выгоднее стягивать все деньги в центр, а после выдавать регионам копейки, как милостыню. Что позволяет держать муниципалитеты в унизительно подчиненном положении. Но это невыгодно нам, гражданам! Политическая нестабильность, нескончаемые внутренние миграционные потоки, социальная напряженность в народе вызваны именно чрезмерной централизацией управления и неэффективностью решения вопросов на местах, что убедительно доказывают трагические события, происшедшие в столице, пригороде и на юге республики в минувшем году.
Вспоминая цитату Медведева, который сформулировал собственно политический курс руководства РФ, веришь, что там действительно начнутся реальные преобразования. Уже отдана команда до конца текущего года (!) внести предложения, предусматривающие меры по увеличению доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре консолидированной госказны. Сейчас распределение такое: 60 процентов — Федерации и 40 — регионам. Но там велено двигаться к пропорции 50 на 50. А теперь сравните, какие жалкие 14 процентов у нас. Остается только удивляться, как жители малых городов и сел еще терпят такое отношение к себе...