Сенсационное открытие в масштабах отдельно взятого Московского района на днях сделали сами жители.
Здесь обнаружены без малого полторы сотни земельных участков, которые не вовлечены в экономический оборот и не приносят доход в местный бюджет.
Муниципальная собственность, включая здания и территории, — это единственный стабильный источник пополнения казны. Ведь предприниматели могут развивать или сокращать собственный бизнес, вследствие чего налоги либо растут, либо падают. А земля была и есть. При условии, что ею грамотно смогут распорядиться. А не так, как до недавней поры поступали с богатством, которое лежит под ногами в тех селах. О чем, собственно говоря, и стало известно на недавних общественных слушаниях.
Дерзайте, и получится
...Село Петровка, в полсотне километров от Бишкека. По словам старожилов, свое название населенный пункт получил в память о землемере Петрове, который в годы великого переселения в эти горные края тщательно и справедливо нарезал всем участки. Ни один клочок не был оставлен без учета. Но время шло, ситуация менялась. У смелых и бойких в собственности земли прибавилось, а беднякам вообще ничего не досталось. Поэтому какая–то часть жителей пришла на слушания с надеждой на то, что, может, и им что–то перепадет.
— Я уже давно тут обосновалась, работаю в школе, обучаю ребятишек местных жителей, — рассказывает о себе учительница. — На моих глазах некоторые из вновь прибывших уже получили наделы и возвели особняки. А моей семье никакой поддержки со стороны властей не оказывается.
А тем временем из клуба бывшего колхоза “Заветы Ильича”, где назначена встреча, с раннего утра далеко окрест разносится бравурная музыка. Таким способом, апробированным еще в советские годы, организаторы слушаний стремятся привлечь как можно большее количество жителей. Так и получилось. Правда, некоторые были настроены довольно скептически. Ну подумаешь, земля нашлась, а нам–то какая польза?
Однако сомнения быстро развеяла председатель Беловодского местного кенеша Ольга Третьякова. Ее коллеги–депутаты еще несколько лет назад провели с подачи экспертов Урбан института инвентаризацию окрестных земель.
— Часть выявленных тогда участков, — подчеркнула народоизбранница, — уже введена в экономический оборот. Благодаря им для бюджета дополнительно удалось получить более миллиона сомов. И у вас все получится. Обязательно! Тем более что реальную поддержку оказывают те же самые эксперты.
Заместитель главы Московской райадминистрации Саруубек Кушкубаев подчеркнул, что больше всего споров между жителями муниципалитетов возникает именно из–за земли. Бывает, что внешне незначительные разногласия, если не принять меры, выливаются в межэтнический конфликт. И все потому, что нет четких границ или в законодательном порядке не оформлены документы на владения.
— Еще хуже, когда даже главы айыл окмоту или же старосты сел не в курсе истинного положения дел, — упрекнул он представителей местной власти. — Не могут пояснить, что конкретно находится в собственности того или иного МСУ.
Тут участников слушаний словно прорвало. Каждый порывался напомнить о том, сколько инстанций прошел в попытке добиться правды. Как правило, неуловимыми предстают сотрудники районного Госрегистра и архитектуры. Они и сейчас не соизволили явиться на встречу, хотя заранее получили приглашения. Этот факт вызвал бурю негодования среди присутствующих.
Запасной источник доходов
— Когда мы только приступили к реализации проекта “Равноправный доступ к ресурсам как инструмент управления этническим многообразием в муниципалитетах Чуйской области”, сразу же сделали официальный запрос в Госрегистр, — подлил масла в огонь заместитель главы Петровского айыл окмоту Кылычбек Кадыркулов. — Попросили представить достоверную карту нашего айылного округа. Однако нам отказали. Будто бы такая схема считается секретной, а они не имеют права допускать разглашения закрытых сведений. Но почему жители не могут ничего узнать о своей территории?!
Как выяснилось, сотрудники Госкартографии оказались более сговорчивыми. Выдали айылчанам то, что им требовалось. Эта топографическая схема и стала исходной точкой в реализации проекта под руководством экспертов Института политики развития и Центра социальной интеграции.
Прежде всего был организован учебный семинар для глав и работников айылных округов, депутатов местных кенешей, старост сел, лидеров сообществ. Тема обсуждения — как провести инвентаризацию и разработать план управления муниципальной землей. Этот документ позволяет распоряжаться наделами с долгосрочной перспективой и реальной пользой для местного сообщества.
Следующий шаг — подбор учетчиков. Работать им пришлось в достаточно сложной обстановке. Были, говорят, даже случаи бурного сопротивления со стороны бизнес–структур. Последние отнеслись к переписи весьма настороженно. Никому не хочется терять обжитые сотки, даже если они прирезаны к своей собственности без юридического закрепления.
Так или иначе, но с заданием учетчики справились. Итог их работы — 44,99 гектара свободной земли, или 17 участков. Теперь на каждого из них готовят пакеты документов для райархитектуры и Госрегистра. Эти ведомства должны вынести свои заключения и зарегистрировать находку как муниципальную собственность.
— После того как архитекторы и регистраторы исполнят свои государственные функции, вопрос дальнейшего использования новообретенных территорий будет рассматриваться на сессии местного кенеша, — проинформировала жителей Петровки менеджер проекта Института политики развития Гуляим Шамшидинова. — Землей можно распоряжаться через открытые торги (аукционы) или предоставить в арендное пользование на конкурсной основе. Какие–то участки можно отдать в оперативное управление. Какую форму выбрать, решать народоизбранникам. Главное, чтобы в местном бюджете был стабильный доход, а деньги направлялись на развитие села, материальную поддержку бюджетных организаций, детей и стариков.
· на заметку
Муниципальная собственность распространяется на следующие виды земель:
- незастроенные и неосвоенные участки, юридические права на которые еще ни за кем не закреплены;
- аналогичные участки, временные права на которые переданы третьим лицам;
- территории так называемого общего пользования — скверы и парки, улицы и тротуары;
- участки, прилегающие к зданиям, которые стоят на балансе органов местного самоуправления, то есть поблизости от учебных учреждений, больниц и ФАПов, общественных бань и прочих заведений.