04.03.2019 16:15
Заслуженный экономист Кыргызской Республики, экс-председатель Бишкекского городского Кенеша, председатель Ассоциации городов КР Зоотбек Кыдыралиев об инициативе включения здравоохранения в вопросы местного значения
Проект закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», подготовленный депутатом Жогорку Кенеша Турусбековым Б., предусматривает внесение изменений в часть 1 статьи 18 Закона КР «О местном самоуправлении» дополнив ее вопросом местного значения под номером 23:
«23) обеспечение условий для реализации программ здравоохранения».
Изучив законопроект, считаю такое дополнение в основной закон по МСУ противоречит Конституции КР и действующим законодательным актам, регулирующим разграничение полномочий между государственными органами и органами МСУ.
- Нарушается принцип разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, закрепленный основным Законом КР.
- В бюджетном Кодексе КР п.2 статьи 51 «Расходные обязательства органов местного самоуправления» предусматривает финансирование делегированных полномочий за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета. Тем более согласно статье 3 бюджетного Кодекса запрещается принятие государственными органами решений по осуществлению мероприятий, которые заведомо повлекут за собой увеличение расходов местных бюджетов, без обеспечения соответствующей компенсации. В перечне категорий, отнесенных к полномочиям МСУ, «здравоохранение» не значится.
- Согласно действующему законодательству здравоохранение полностью содержится за счет республиканского бюджета (см. перечень категорий статьи 50 бюджетного Кодекса).
- Следовательно, органы местного самоуправления могут выполнять предлагаемую функцию уполномоченного государственного органа только путем делегирования на условиях выделения целевых трансфертов из республиканского бюджета.
- Вся беда в том, что формирование бюджетной политики государства находится у государственных органов. За годы суверенитета органы местного самоуправления влачат «жалкое существование». Чтобы не быть голословным обратите внимание на два показателя:
- Первый. Если доля расходов местных бюджетов в государственном бюджете республики в 2001 году составляла 33,2 %, то в 2017 году она была равна 11,7 %. Как видно, она уменьшилась на 21,5 %!
- Второй показатель – это темпы роста доходов центральных и местных бюджетов. Так, за вышеуказанный период доходы республиканского бюджета увеличились в 12,5 раз, а доходы местного бюджета в 4,8 раза. Отсюда темпы роста доходов республиканского бюджета почти в 3 раза опережает темпы роста местных бюджетов. Более того большая часть доходов местных бюджетов направляются на финансирование расходных полномочий правительства. Так, по нашим расчетам в 2019 г. Бишкек 52,7% собственных доходов направит на выполнение полномочий правительства. В целом по 484 органам МСУ данный показатель превышает 60%. Очевидно, отсутствие справедливой бюджетной политики, проводимой Правительством КР в лице Министерства финансов, которое практически превратилось в бухгалтерию Правительства, упустив позиции аналитического и методологического центра страны. К тому же участие Жогорку Кенеша в процессе формирования и исполнения государственного бюджета, создания нормативной правовой базы минимальное. Практически он не владеет ситуацией за исключением формального утверждения республиканского бюджета.