Инвентаризации муниципальных земель мешает перманентная смена акимов и само население.
Интересные факты были обнародован на круглом столе, посвященном проблеме управления муниципальными землями. Он прошел в минувшую пятницу и собрал представителей нескольких айыльных округов Чуйской области, Госрегистра и неправительственного сектора. Все они хотели обсудить наиболее острые проблемы, связанные с тем, что муниципалитеты не знают, чем и в каких размерах обладают, и, соответственно, не могут на этом зарабатывать (если не считать личных карманов отдельных чиновников, которым лишь на руку «туман» в делах).
Для того, чтобы ситуация эта была преодолена, Институт политики развития совместно с Общественным объединением «Центр социальной интеграции» затеял проект - «Равноправный доступ к ресурсам как инструмент управления этническим многообразием в муниципалитетах Чуйской области Кыргызстана».
В ходе осуществления проекта, с декабря прошлого года, определили муниципалитеты, в которых представлено много этносов и существуют земельные споры (таковых оказалось 15 по Чуйской области). В результате отобрали четыре айыл-окмоотту: Новопавловский, Гавриловский, Петровский и Джаны-Пахтинский. После соответствующего обучения они приступили к инвентаризации муниципальных земель. И, наконец, организовали общественные слушания по результатам этой инвентаризации и плану управления землями в дальнейшем. Правда, до этой стадии созрели лишь два айыл-окмотту.
Вообще, с реализацией проекта возникли определенные трудности. В частности, ряд муниципалитетов отказался от работы в его рамках: кому-то невыгодно было раскрывать «карты», кто-то побоялся противостояния местного населения, привыкшего считать своей землю, самостоятельно присоединенную к собственному участку, кто-то ссылался на нехватку финансов для последующей регистрации прав.
В ходе проекта выявился ряд недостатков, которыми страдают сами сельские муниципалитеты. Прежде всего, это слишком частая смена глав айыл-окмотту, что лишает всякой надежды на преемственность дел (более того, предыдущий глава вполне может экспроприировать какой-нибудь важный документ, как это было в Жаны-Пахте), да и приставка «и.о.» мешает временному главе браться за серьезные проблемы.
- При смене глав айыл-окмотту пропадают документы, - говорит Нарынбек Исабеков, директор Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество, и тут же обращается к органам МСУ.
Как пояснила Надежда Добрецова, возглавляющая Институт политики развития, только в 2010 году в республике сменилось 140 глав айыл-окмотту. И всякий раз преемственности в делах не наблюдается. Более того, уровень местных властей, да и землеустроителей столь низок, что не позволяет им выполнять работу в рамках своих полномочий.
- Около 80 процентов сельских муниципалитетов путают государственные земли и муниципальные, - уверена Гуляим Шамшидинова, эксперт по муниципальной собственности Института политики развития.
Мешало работе и население, со своим недоверием к органам местного самоуправления и желанием оставить при себе облюбованные некогда и незаконно освоенные кусочки земли. Кроме того, путаница возникала и из-за мигрантских потоков: слишком много населения выехало, и дома с участками успели по многу раз поменять хозяев, которые даже не удосуживались ставить в известность местные органы власти, не говоря уже о возникших от этого проблемах с «Телекомом» и прочими коммунальными оранизациями.
Тем не менее в результате проведенной инвентаризации обнаружилось немало земель, кое-где были учтены самозахваты и «излишки». Например, в Петровском айыл-окмотту 540 дворов самовольно расширили свои границы. Петровским властям достало смелости учесть все это и начать сдавать эти «излишки» в аренду, в то время как в других айыл-окмотту этого не стали делать, чтобы не настраивать жителей против себя. В 4 айыл-окмотту «найдено» было 255 участков общей площадью 145 гектаров. Лучше всего с обнаружениями дело обстояло в той же Петровке: по ее округу в результате инвентаризации обнаружили 65 гектаров. Теперь предстоит получить заключение Госрегистра по выявленным участкам и зарегистрировать муниципальные права на них. А после этого айыл-окмотту вполне может использовать этот ресурс для пополнения собственного бюджета.