На неделе произошло событие, в первую очередь важное для простых граждан. Институт политики развития (DPI) при содействии Фонда “Сорос—Кыргызстан” представил на суд общественности до максимума упрощенный вариант бюджета — этакий в “разжеванном” виде главный финансовый документ страны на текущий год.
Глава общественной организации, которой принадлежит авторство, Надежда Добрецова сразу предупредила журналистов, что это вторая, а может быть, третья попытка гражданского сектора изложить доходы и расходы, каждый год принимаемые парламентом в виде закона, понятным человеческим языком.
Общественные слушания да протестные выступления масс, в основном связанные с нерешенными экономическими проблемами, показывают, что люди давно хотят знать, почему в казне вечно не хватает денег на повышение заработной платы и пенсий, ремонт дорог и крыш. А в то же время слуги народа, засевшие в Жогорку Кенеше, сотни миллионов сомов тратят на заграничные поездки и командировки.
Участие кыргызстанцев в бюджетном процессе, по словам Добрецовой, началось в середине 90-х годов прошлого столетия. Когда в Кыргызстане вовсю шла апробация механизмов “дикого” капитализма и понятие “платить налоги” укоренялось в сознании начинающих предпринимателей. Первые бюджетные слушания, по воспоминаниям их участников, были для них и первой пробой публичных выступлений с высоких трибун.
Люди из народа выходили к микрофону и… начинали слезно просить у правительства починить в таком-то районе прохудившийся мост, провести водопровод, открыть детский сад, помочь продать выращенную на полях продукцию. В том же ключе выступали и депутаты.
Все хотели больше тратить, не заморачиваясь особо, откуда взять на это деньги. “Конечно, из казны”, — думали они. А если их спрашивали, а откуда там возьмутся средства, лишь тогда начинали сознавать, что бюджет государства — не печатный станок Нацбанка. Что его формирование и размеры зависят от их труда и количества налогов, которые заплатят.
Предметное обсуждение проекта закона первыми провели нарынцы в 1999 году. Они на своих слушаниях попытались разобрать по статьям местный бюджет, чтобы понять логику тех, кто формировал доходы и расходы. С тех пор подобные мероприятия госструктуры организовывают каждый год и повсеместно. В городах и поселках, не говоря уже о столице. Это стало традицией.
Отрадно отметить, что от слушания к слушанию видно, как растет экономическое образование людей, которых на мякине уже не проведешь. Участники заранее готовятся, чтобы задать министру финансов каверзные и неудобные вопросы уже не местного значения, а государственного.
Например, сколько денег из казны выделено на содержание президента и его аппарата, правительства, парламентариев. И почему расходы на них ежегодно растут более высокими темпами, чем зарплаты учителей и врачей? Сколько налогов и арендной платы отчисляет Центр транзитных перевозок? В каких статьях бюджета “сидят” деньги американских налогоплательщиков, не жалеющих для своих военных сотен миллионов долларов?
Несмотря на явный прогресс, по мнению специалистов Института политики развития, участие гражданского общества в бюджетном процессе слабое, недостаточно активное, а главное — некомпетентное. Причин тому несколько. Среди общественников мало тех, кто может выступить в качестве эксперта в бюджетных вопросах, и уж тем более подготовить для чиновников грамотные, аргументированные вопросы и рекомендации.
Они разобщены, поэтому не способны обобщить все предложения граждан, им не хватает времени на консультации и переговоры. А зачастую НПО слишком поздно получают от правительства бюджетную информацию, чтобы хорошенько проанализировать ее.
Как правило, Минфин, презентуя очередной бухгалтерский отчет страны, изъясняется с аудиторией на языке цифр и экономических терминов, понятных только финансистам. Многие чиновники, не говоря о депутатах, имеют слабое представление о бюджете. Не каждый министр сегодня скажет, какой запланирован на этот год объем ВВП, сколько нужно собрать налогов, чтобы покрыть дефицит бюджета.
Авторы гражданского бюджета, чтобы сделать его понятнее и ближе каждому налогоплательщику, все главные экономические показатели дали в пересчете на душу населения. Так, известно, доходы на текущий год запланированы правительством в размере 68,8 миллиарда сомов, или примерно в 1,5 миллиарда долларов. На одного кыргызстанца — более 12,5 тысячи сомов с учетом трансфертов, а без них — около 10 тысяч.
Расходы — свыше 90 миллиардов сомов, что на 49 процентов больше, чем фактические расходы бюджета–2010. На одного гражданина в среднем власти намереваются потратить 16,4 тысячи сомов.
Еще очень интересный подсчет. В маленьком и бедном Кыргызстане около 28 тысяч чиновников разного уровня. Содержание одного представителя армии беловоротничковых обойдется налогоплательщикам в 140 тысяч сомов в год, или более 11,6 тысячи в месяц. Естественно, это приблизительные данные, потому что, чем выше ранг и статус, тем больше расходы.
Недавно большой общественный резонанс вызвала поездка спикера Жогорку Кенеша Ахматбека Келдибекова в Индонезию и Малайзию во время отпуска. Специально снаряженный для этого чартерный лайнер захватил с собой еще 40 человек из числа челяди, придворных, коллег-депутатов, помощников. И весь этот демонстративный вояж происходил на фоне острого экономического и политического кризиса в стране, готовящейся к президентским выборам, на проведение которых, кстати, по традиции будут просить деньги у доноров.
Гражданский бюджет позволит людям лучше ориентироваться в мире цифр, уметь анализировать выступления министров, как правило, занимающихся приукрашиванием либо, наоборот, в зависимости от обстоятельств, приуменьшением результатов и реальной картины в экономике.
Независимые эксперты, в том числе и зарубежные, предсказывают нашей стране колоссальные трудности, связанные с огромным дефицитом бюджета, не подкрепленным деньгами и усугубляемым растущим внешним долгом. Однако премьер-министр Алмазбек Атамбаев хранит внешнее спокойствие и уверяет население, что дела у нас идут на поправку. А за ним это повторяют все министры.
На днях глава правительства похвастался, что за полгода поступления в казну выросли на 30 процентов. И все благодаря борьбе с коррупцией. По его словам, “дополнительные доходы позволили правительству увеличить заработную плату бюджетникам и провести ряд социальных выплат”. Премьер имел в виду повышение зарплат врачам и учителям, которое сопровождалось скандалами и угрозами новых митингов, и поддержку предпринимателей и пострадавших семей юга республики в июньских событиях. Уже около миллиарда сомов ушло на эти цели.
Между тем
Глава Государственной налоговой службы Бактыбек Аширов заявил на днях, что его ведомство за первое полугодие текущего года обеспечило поступление налогов в доходную часть бюджета на 14,6 миллиарда сомов. Прогноз по сборам превышен на 91,7 миллиона. По сравнению с 2010 годом поступления налогов и платежей увеличились почти на 1,5 миллиарда сомов.