Будущее каждого юного гражданина Кыргызстана во многом зависит от того, насколько грамотно он управляет финансами. Каждый из них может уже сейчас поставить перед собой финансовые цели, решить в каком доме хочет жить, на какой работе работать, где будут учиться его дети, как он будет отдыхать и заботиться о своих родителях. Для этого он должен приобретать не только знания по школьной программе, но и с самых малых лет учиться управлять своими деньгами, делать сбережения, разумно относиться к деньгам. Тогда его будущее будет защищено.
«Идея разработки данного Учебно-методического комплекса (УМК) возникла летом 2014 года, когда Институт политики развития (далее – ИПР) в рамках проекта правительства Швейцарии «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс» при участии Фонда поддержки образовательных инициатив, Кафедры экономики Московского института открытого образования и Клуба частных инвесторов организовал Летнюю школу «Муниципалитет Фин Билим Сити» с целью стимулирования активности педагогов и школьников в улучшении управления личными и общественными финансами. Во время летней школы и была апробирована структура и содержание УМК. Зачем школьнику знания о школьном бюджете? Получать знания об управлении финансами – личными и общественными – нужно со школьной скамьи. Ведь финансовая грамотность необходима на всех этапах жизни – от детского сада до могилы, и для выполнения всех социальных ролей – ребенка и родителя, ученика и студента, наемного работника и предпринимателя, здорового и больного, пенсионера и художника. В каждой роли, каждый день мы управляем деньгами, и от того, насколько грамотно мы это делаем, зависит наше благосостояние. Поэтому Институт политики развития, чья миссия заключается в содействии местным сообществам и органам управления в реализации права каждого человека жить достойно, несколько лет подряд прилагает большие усилия, чтобы привлечь внимание к необходимости повышения финансовой грамотности школьников. Так, с 2015 по 2018 годы при поддержке Проекта «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс», оказана помощь 64 школам в проведении 72 общественных слушаний по бюджету школы, в которых приняли участие 33 116 человек. Этим школам была предоставлена методологическая помощь и промо-материалы. Мероприятия проводились во время Global money week. Среди участвующих школ был организован конкурс на лучшее проведение общественного слушания по школьному бюджету. Большинство мероприятий направлено на развитие личных навыков управления личными и семейными деньгами, но также ИПР помогает школьникам разобраться в управлении общественными финансами. Поэтому в каждой школе обязательно проводятся общественные слушания или расширенные родительские собрания по бюджету школы. В качестве приза школы-победительницы получили материалы и оборудование, которые помогут им продолжать программы повышения финансовой грамотности школьников в дальнейшем, - сказала Надежда Добрецова, Председатель правления Института политики развития.
Учебно-методический комплекс «Ключ к финансовой независимости» одобрен Ученым советом Кыргызской академии образования (выписка из протокола № 10 от 30 ноября 2016 года) и рекомендован к изданию и использованию в общеобразовательных школах Кыргызской Республики для курса «Человек и общество / Введение экономику» для внеклассных занятий за счет школьного компонента учебного плана, а также на факультативах и кружках.
УМК соответствует Стандартам базовых компетенций (знаний, умений, навыков и поведения) по финансовой грамотности для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Кыргызской Республики, утвержденным председателем Координационного совета по реализации Программы повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы, Председателем Национального банка Кыргызской Республики Т. Абдыгуловым 27 декабря 2017 года.
Издание подготовлено в рамках совместной деятельности Института политики развития (ИПР) и Фонда поддержки образовательных инициатив (ФПОИ) и опубликовано при финансовой поддержке Проекта «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии через Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству (SDC) и выполняемого ИПР.
Из чего состоит УМК?