Такое мнение высказала Председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова в ходе пресс-сессии, прошедшей на базе ИА “КАБАР”. Мероприятие было организовано в рамках проекта «Усиление потенциала Министерства труда и социального развития по реализации социального заказа», реализуемого Институтом политики развития (ИПР) при поддержке Программы USAID по совместному управлению.
«Наш Президент поставил правильную задачу, объявив 2018-год – Годос развития регионов. Впервые за многие годы у нас в приоритет государственной политики вышли наши села и города. Потому что за все время независимости мы уделяли мало внимания развитию территорий, кроме Бишкека. Бишкек превратился в ресурсно-кадровый пылесос, который вытягивал кадровые ресурсы из всей страны. И эти ресурсы мало когда возвращались на свои места. И если на местах жизнь сохранялась благодаря людям, которые там живут, и органам управления, которые там работают, пытаясь что-то сделать своими небольшими силами. У Государства ни местные сообщества, ни местные самоуправления не стояли в приоритете никогда. И в Кыргызстане это в первый раз, когда первое лицо государства говорит: “А давайте у нас вся страна будет хорошо жить, а не только столица!”. Но после объявления этого года Годом развития регионово, возник другой вопрос – а что такое развитие регионов?
В современном понимании, развитие регионов – это комплексное развитие. Потому что развитие не может быть только экономическим или инфраструктурным. Развитие обязательно должно включать в себя социальную и гуманитарную стороны, и оно должно быть сосредоточено на человеке. Например, даже если мы построим 50 заводов или 10 аэропртов, это не значит, что от этого нашим гражданам сразу стало легче жить. Где живет человек? Человек живет в городе или в селе. И он в этом городе или в селе хочет получать услуги, и ощущать то качество жизни, которое одинаковое по всей стране, независимо от того, где ты живешь. Тебе Конституция гарантирует равный доступ к социальным услугам, образованию, здравоохранению.
На сегодня органы МСУ сами начали думать и искать механизмы развития в рамках своих прямых или делегированных полномочий, которые порой требуют смелость и решительность. Примером для многих муниципалитетов могут стать города Баткен и Кочкор-Ата, которые взялись решить проблемы местного значения через механизм государственного социального заказа. <...>
Государственный заказ – это инструмент не направленный на развитие неправительственных организаций, это – инструмент управления. Это – инструмент делегирования какой-либо функции или полномочия органа местного самоуправления или государственного органа частному сектору. Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики активно использует этот механизм с 2008 года для оказания социальных услуг на местах. Новый закон КР «О государственном социальном заказе» очень детальный, и он основывается как на нашем, кыргызстанском опыте, так и на лучшем международном опыте. Наш закон о ГСЗ предлагает 3 механизма:
– сказала Надежда Добрецова.