В Кыргызстане развитием регионов на государственном уровне никто не занимается. Неизвестно, как сегодня выживают люди на той или иной территории, что там можно улучшить завтра или построить через год–другой.
Странное, признаться, открытие сделали иные высокопоставленные чиновники. Ведь структура госуправления преобразовывалась за годы независимости уже бессчетное количество раз. Названия министерств, госкомитетов и агентств меняются, словно карты в колоде, не успеваешь запомнить. А слона–то, оказывается, и не приметили! В смысле не взяли в расчет целые области, районы, населенные пункты. Все те места, где кыргызстанцы живут, работают и платят в казну налоги. Неужели для того только, чтобы несметная армия чиновников получала высокие оклады и не бедствовала так, как бедствуют они там, у себя на периферии?
Правда, попытка заняться регионами ранее предпринималась. Концепция разрабатывалась, когда существовало Министерство экономического развития. Но потом появилось печально знаменитое ЦАРИИ, которое, как известно, все подмяло под себя. После апрельской революции в минувшем году было образовано Министерство экономического регулирования (опять новое название). Но ему якобы никто не поручал курировать регионы.
Сейчас некоторые политики считают это ошибкой или досадным недоразумением. Но беда в том, что единого видения нет, поэтому они не могут договориться даже между собой.
Между тем территориальная политика развития является более важной, нежели макроэкономика, заявляет независимый эксперт Мурат Шаимкулов, кстати, некогда работавший в ЦАРИИ. Дескать, на юге республики проживает примерно 53 процента населения, но доля регионального валового продукта в ВВП составляет менее 30 процентов. Это потому, что в отношении юга нет активной политики, какая худо–бедно все же ощущается в столице, Чуйской области. Неудивительно, что они и являются бюджетообразующими. А столь явных перекосов, будь установка на развитие регионов четкой и целенаправленной, просто быть не должно.
Проблема заключается в том, кого конкретно назначить ответственным за дела в Баткене, Нарыне или Таласе. Это вопрос власти, а он для наших политиков весьма болезненный.
— Все должно определиться к 1 октября, — предполагает начальник управления регулирования экономическими процессами Минэкономрегулирования Насирдин Шамшиев. — К этой же дате следует представить и новый вариант концепции госрегиональной политики.
Чиновник не исключает, что, возможно, у их министерства прибавится забот. Придется сформировать отдельную управленческую структуру. Но запросто могут создать и отдельное ведомство. Своего рода дополнение к НАМСУ — Национальному агентству по делам местного саморегулирования при правительстве. То и другое неизбежно увеличит штат аппаратчиков, вырастут расходы из госказны. Почему–то об этом никто всерьез не задумывается. Как и о том, что разумно было бы просто приподнять статус НАМСУ. В данное время это агентство делает в основном упор на правовые вопросы. Но ведь ничто не мешает ему заниматься и экономикой. Это только принесло бы регионам пользу.
Словом, пока что никакой ясности. На заседании у первого вице–премьер–министра Омурбека Бабанова были оговорены лишь первые шаги и сделаны наметки по разработке документа, который, по задумке, должен указать стратегический путь продвижения регионов. Созданы две комиссии — межведомственная на уровне руководителей и рабочая, члены которой станут писать тексты.
Плюс к этому имеется комиссия по оптимизации государственных органов. И она тоже должна представить свои предложения к 1 октября.
Последует ли кардинальная реорганизация в сфере управления страной или в очередной раз ограничатся сменой вывесок, посмотрим. Все надежды на осень.