27 августа 2015 года в Бишкеке состоялась пресс-сессия на тему: "Национальные богатства Кыргызстана будут перераспределены в пользу граждан или Общественный сектор Кыргызстана должен иметь внутренние источники финансирования?
Проект закона об иностранных агентах обнажил только малую часть проблемы, имя которой – несправедливое распределение национальных богатств. В Кыргызской Республике только государство владеет и распоряжается благами, которые возникают на базе национальных богатств – приватизации, недр, воздушного пространства и др. Народ, граждане не видят немедленной пользы от национальных богатств, так как все доходы растворяются в государственном бюджете, а большая часть их тратится на нужды системы управления. В то же время, негосударственный некоммерческий сектор – гражданское общество, наука, культура, образование – не имеют внутренних источников финансирования, а потому вынуждены поддерживать существование за счет иностранных. Решение в мировой практике есть: в 21 стране мира насчитывается более 500 случаев, когда национальные богатства перераспределяются таким образом, чтобы финансировать национальный негосударственный сектор. Культурные достижения Италии, технологическое превосходство Германии и социальные инновации Швеции – это не продукты государственных систем управления этих стран, а результаты работы общественного сектора на доходы от национального богатства.
На эти и другие вопросы в рамках пресс-сессии с участием журналистов столицы постарались ответить руководители известных в Кыргызстане общественных организаций:
Динара ОШУРАХУНОВА, Президент ОО «Коалиция за демократию и гражданское общество» и Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления Института политики развития.
"Мы не смотрим на проблему только с точки зрения гражданского общества, мы считаем, что стране нужны структуры финансирования науки, культуры, инноваций – всего, что не способно производить государство, и что делает страну развитой, - рассказывала Н.Добрецова. - Почему нет фондов в странах СНГ? Странам, входившим ранее в СССР, понадобилось много лет для осознания, что общественный сектор должен иметь альтернативные бюджетным источники финансирования. Массовая приватизация конца ХХ века проводилась в этих странах под управлением иностранных советников, которые не включили в программы приватизации вопрос создания фондов для финансирования общественного сектора. Отсутствие ресурсов, опыта и невнимание государства к развитию общественного сектора привело к тому, что общественный сектор этих стран, в частности, Кыргызской Республики, стал финансироваться полностью за счет иностранных источников".
По словам руководителей двух общественных организаций, наличие фондов дало бы выгоду и государству. В первую очередь, это помогло бы в усилении социальной стабильности и привлечении инвесторов без опаски быть обвиненным в "распродаже Родины", а также, повышении удовлетворенности граждан государственным управлением.
"Разумеется, для общественного сектора так же были бы свои выгоды, - продолжает Н.Добрецова. - Это помогло бы освободиться от полной зависимости от внешней поддержки и расширить ресурсы, с помощью которых можно было бы решить потребности общества".
Спикеры отметили еще 2 стороны, которые могли бы получить выгоды в данном случае - сообщества и инвесторы. Выгоды для сообществ заключаются в возможностях участия в решении своих проблем, обеспечении значимых, долгосрочных выгод от разработки недр, приватизации и использовании национальных богатств в целом, а также, улучшении здравоохранения, образования, окружающей среды и инфраструктуры.
Для инвесторов же в данном случае были бы выгоды в виде преимуществ в тендерных процессах, обеспечении поддержки сообществ и гражданского общества. Кроме того, это помогло бы им избежать дорогих задержек в обеспечении сделок и внести вклад в рост деловой репутации среди сотрудников, потенциальных клиентов и поставщиков, что привело бы к положительной международной репутации.
Материалы по теме: