МСУ: местное слабоуправление

06.12.2011 00:00
Знаете ли вы, сколько объектов и какие земли в вашем городе или селе принадлежат муниципалитету? Вряд ли. Эту информацию местные власти держат за семью замками.
МСУ: местное слабоуправление

Знаете ли вы, сколько объектов и какие земли в вашем городе или селе принадлежат муниципалитету? Вряд ли. Эту информацию местные власти держат за семью замками.

Впрочем, ключи к ней население пытается найти крайне редко. Этому нечистоплотные на руку чиновники на местах ой, как рады. Нет спроса - значит, нет и ответственности за вверенное имущество.

Между тем на заре независимости государство передавало свою собственность не руководителям из мэрии или айыл окмоту (АО), а именно гражданам, которые проживают на этой территории. Местное сообщество вправе знать, насколько эффективно и справедливо органы МСУ управляют общим добром. Постоянные жалобы муниципалитетов на отсутствие средств заставляют в этом усомниться.

Как вода сквозь решето

В 1990-е, когда создавался институт МСУ, из госсобственности местным сообществам были переданы 7 тысяч 434 объекта. Это только здания и сооружения без учета земельных участков. Но фактически из-за халатности или неправильного оформления документов МСУ приняли всего 5 тысяч 452 объекта, недополучив около 2 тысяч.

За 20 лет было немало международных программ, в рамках которых строились социальные объекты. Кроме того, здания и сооружения приобретали или получали по решению суда. Так, в собственность МСУ дополнительно были приняты 3 тысячи 392 объекта. В настоящее время их общее количество достигает 8 тысяч 844.

«Они числятся в собственности, но, с юридической точки зрения, полные права наступают только после государственной регистрации. Лишь 20 процентов из этих объектов зарегистрированы. Все остальные не защищены. Ситуация в этом плане катастрофическая. Как члены местного сообщества, мы рискуем потерять те или иные объекты», - говорит статс-секретарь Национального агентства по делам местного самоуправления (НАМСУ) Улара Нарусбаева.

«Муниципальная собственность - важный источник пополнения бюджета. От того, как ею распоряжаются, зависят содержание и строительство детских садов, школ, дорог, обеспечение жителей светом, теплом, водой. Тем временем ситуация с эффективным управлением этим ресурсом везде примерно одинаковая - на очень невысоком уровне», - подчеркивает эксперт.

Показательно

В марте 2011 года при поддержке ОБСЕ в партнерстве с НАМСУ КР был запущен проект по усилению потенциала местного самоуправления в Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областях. «Мы курировали управление муниципальным имуществом, - рассказывает эксперт Института политики развития Гуляим Шамшидинова. - Всего было отобрано 30 айыл окмоту. В процессе работы в 28 из них были дополнительно обнаружены 330 объектов. Это подтверждает тот факт, что муниципалитеты порой даже не знают, что у них есть».

«Одной из задач проекта было юридическое оформление муниципальной собственности в Госрегистре: два из тридцати АО провели 100-процентную регистрацию, еще два - 90-процентную, пять частично прошли процедуру (сдали документы, ждут ответа). Основная проблема в получении госакта - это его высокая цена. В 30 муниципалитетах 1 тысяча 212 объектов, еще предстоит провести госрегистрацию 503, что составляет 41 процент. Это означает, что в 60 процентах случаев проведена предварительная, частичная или полная регистрация имущества», - поясняет Гуляим Шамшидинова.

Известно, что без инвентаризации, реестра объектов муниципальной собственности и других важных документов, доступных населению, развивается коррупция. «В рамках проекта выяснилось: из 30 АО лишь 34 процента имели реестры. После проведенной работы они были написаны и утверждены в 22 АО (73 процента)», - продолжает она.

Между тем реестр - это важнейший документ, включающий перечень объектов и земель со всеми техническими характеристиками, находящимися в собственности МСУ. Пока его нет, люди не могут узнать, как АО распоряжается вверенным имуществом. «К примеру, как бишкекчанка, я должна иметь возможность прийти в мэрию и увидеть на стенде данные о том, сколько объектов есть у муниципалитета, какие из них находятся в аренде, а какие проданы. К сожалению, в этом вопросе народ несколько пассивен, в то время как контролировать чиновников нужно», - говорит Гуляим Шамшидинова.

Проект вскрыл и то, что в большинстве своем в АО не проведена классификация объектов, позволяющая с умом вкладывать средства в содержание зданий и сооружений, а значит, получать прибыль. В результате в 24 АО (из 30) была разработана и утверждена именно такая классификация. Кроме того, 22 АО приняли местный нормативный правовой акт. Без него сельские муниципалитеты не могут правомерно осуществлять сделки с объектами недвижимости. Тем не менее подобные акты совершались.

Считать (не) выгодно

Если с количеством зданий и сооружений худо-бедно определились, то с муниципальной землей ничего не понятно. По словам председателя правления Института политики развития Надежды Добрецовой, по сути, сбором данных 20 лет никто не занимался. Как распоряжались землями все это время? Целостной картины нет. «Муниципальной считается та земля, которая не является частной или государственной. Если с первой ясность присутствует, то что касается второй, конкретных данных практически нет. Потому что государство тоже не занимается эффективным управлением», - говорит она.

«Такое бесхозяйственное отношение со стороны МСУ и государства - почва для коррупции и конфликтов. Учет, инвентаризация и оформление имущества - простые технические процедуры, которые любой нормальный собственник должен проводить», - подчеркивает Надежда Добрецова.

По мнению Улары Нарусбаевой, больших средств для этого не требуется. «В штате каждого муниципалитета есть специалисты, отвечающие за вопросы, связанные с собственностью. В их функции входят инвентаризация, учет, госрегистрация земель. Но зачастую все упирается в нежелание органов МСУ провести детальный учет. Ведь как только появляются конкретные цифры, элемент коррупции исчезает, возрастает ответственность. В мутной воде рыбку ловить проще», - считает она.

«Чтобы представить масштабы коррупции в этой сфере, приведу в пример одну сельскую управу, расположенную близ Бишкека, - продолжает Улара Нарусбаева. - За последний год там 7 раз смещали главу. Каждый совершал незаконные действия. Благо, что население более подкованное, и как возникали подозрения, возбуждалось дело. В отдаленных районах мало кто разбирается в таких вопросах. Руки у глав МСУ и депутатов развязаны».

Как отмечают аналитики, есть и положительные примеры среди МСУ. Мадынская сельская управа Джалал-Абадской области в течение последних лет провела около 30 земельных аукционов, отчего местный бюджет пополнился существенным доходом. Кок-Жарская сельская управа с 2009 по 2011 год по результатам торгов получила прибыль в размере 703 тысяч 400 сомов.

Эксперты рекомендуют

Главам и депутатам местных кенешей разобраться в законах, не ставить во главу угла текущие проблемы, а решать стратегические задачи. Вкупе с этим необходимо поднять грамотность местного сообщества, рассказать людям об их правах на муниципальную собственность. К тому же обеспечить максимальную открытость информации для населения, повысить квалификацию муниципальных служащих, четко соблюдать действующее законодательство.

«Грядущий 2012-й - год выборов в местные кенеши. Многое будет зависеть от того, кто войдет в их состав. Важно, чтобы произошла смена: пришли не те, кого по традиции избирают депутатами, а люди, способные контролировать исполнительную власть», - считает Надежда Добрецова.

Может быть, тогда доходы от муниципальной собственности начнут поступать в МСУ и расходоваться разумно.