5 июля 2014 года 57 муниципальных служащих сельских муниципалитетов Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей (18 в Караколе, 39 в Джалал-Абаде) получили сертификаты в рамках тестирования новой модели повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
Новизна модели
Долгое время обучение муниципальных служащих в Кыргызстане велось, в основном, силами международных донорских проектов. Эти тренинги носили хаотичный характер, сам процесс никак не управлялся со стороны государства, слабо учитывались потребности муниципалитетов. И никто не оценивал эффективность такого обучения, на которое за 20 лет было потрачено не меньше миллиарда сомов донорских средств. Исключение составляла лишь Академия государственного управления при Президенте КР, которая, однако не могла удовлетворить потребности в обучении более 3 тысяч муниципальных служащих ежегодно.
С принятием Программы развития системы обучения государственных и муниципальных служащих на 2013-2017 годы появилась необходимость систематизировать повышение квалификации муниципальных служащих, навести порядок в тренингах. Новая модель повышения квалификации отличается от старых методов тем, что:
Первый практический пример
В период с 16 июня по 5 июля 2014 года участниками тестирования новой модели стали 57 муниципальных служащих, занимающихся финансово-экономическими вопросами в айыл окмоту Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. Расходы на их проживание и проезд оплачивались из местных бюджетов. Заказчиком обучения выступила Государственная кадровая служба.
Важным новым элементом модели стало участие в обучении преподавателей национальных вузов, вместо временно нанятых тренеров. В этот раз обучение проводили преподаватели Бишкекской финансово-экономической академии в консорциуме с Иссык-Кульским государственным университетом им. К. Тыныстанова в Караколе и Учебным центром Министерства финансов Кыргызской Республики – в Джалал-Абаде. Вузы-исполнители были отобраны на конкурсной основе.
Участники были разделены на 4 учебных группы по 20-25 человек, а девять тем отобраны по запросу работников финансово-экономических отделов айыл окмоту (по результатам предварительного опроса 400 человек): «Государственные закупки», «Местное экономическое развитие», «Инвестиционная привлекательность территории. Привлечение внебюджетных средств», «Стратегическое планирование развития айылных аймаков», «Организационно-правовые основы местного самоуправления», «Формирование и исполнение местных бюджетов», «Управление муниципальной собственностью», «Основы компьютерной грамотности» и «Правовые основы муниципальной службы». Продолжительность курсов составила 18 учебных дней (21 календарный день по 8 часов в день).
Новая модель повышения квалификации муниципальных служащих была сконструирована Проектом «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (далее Проект), финансируемым Правительством Швейцарии в партнерстве с Британским Министерством по международному развитию и выполняемым Институтом политики развития. Главным партнером и официальным заказчиком тестирования модели стала Государственная кадровая служба Кыргызской Республики.
Сертификаты участникам пилотных курсов вручили представители Проекта, Государственной кадровой службы Кыргызской Республики и образовательных организаций, проводивших обучение.