Самыми коррупционными сферами в местном самоуправлении традиционно считается предоставление земли. Институт политики развития обратился к Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики с предложением провести ряд профилактических мероприятий по предупреждению коррупции в органах МСУ. Ответ ожидается.
А пока стоит изучить статистику коррупционных преступлений в системе местного самоуправления, обнародованную информационными агентствами, цитировавшими Генерального прокурора Аиду САЛЯНОВУ после ее выступления на заседании Жогорку Кенеша 17 апреля 2014 года.
Итак, по словам генерального прокурора, большая часть коррупционных проявлений зафиксирована в айыл окмоту, мэриях, акимиатах и в области образования.
«Так, в отношении сотрудников 453 айыл окмоту и 31 мэрии было выписано 594 акта, возбуждено 205 уголовных дел, в отношении сотрудников 40 акимиатов – 86 актов и 11 уголовных дел», - сообщила глава надзорного органа, добавив, что акимы и мэры чаще всего нарушают законодательство в области земельных, экологических, трудовых и строительных норм (АКИ Пресс: Акимы районов и мэры городов чаще всего нарушают законодательство в области земельных, экологических, трудовых и строительных норм, - генпрокурор).
По сравнению с прошлым годом число выявленных нарушений в айыл окмоту снизилось на 23 процента (253 уголовных дела в 2012 году против 205 дел в 2013-м).
Обращает на себя внимание тот факт, что, в отличие от прошлых лет, когда Генеральная прокуратура просто называла число преступлений, не приводя данных о количестве этих органов, в этот раз количество преступлений жестко привязано к числу органов, что позволяет увидеть более объективную картину в отношении уровня коррупции. Простое деление цифры на цифру показывает, сколько преступлений приходится на 1 орган управления.
Диаграмма 1. Число коррупционных преступлений на 1 региональный орган управления
На диаграмме мы видим, что в акимиатах выявляется почти вдвое больше коррупционных преступлений, хотя особых полномочий по управлению ресурсами у них вроде и нет. Уголовных дел в отношении сотрудников МСУ возбуждено больше, чем в отношении МГА. Но в МГА больше допускаются других нарушений законности, которые не носят уголовно-правовой характер.