"Уровень самостоятельности МСУ после перехода на трехуровневый бюджет резко снизится", - об этом в интервью "ВБ" рассказал эксперт Института политики развития Асылбек Чекиров.
По его словам, созданную в 2007 году систему двухуровневых межбюджетных отношений можно назвать эффективной, поскольку в ней были учтены многие факторы.
"В доходную часть местных бюджетов включили налоги, обеспечившие поступление денег. Среди них: сборы, связанные с развитием местной экономики. Они стали толчком для развития МСУ. Результат нововведения оправдал надежды. Экономика показала рост. Так должно было быть и сегодня. Сегодня наша финансовая система хрупкая, как хрусталь. Одно неосторожное движение, и она разобьется вдребезги. Нельзя допускать этого. В 2007 году, когда мы перешли на двухуровневую систему, заодно децентрализировали власть", - сказал Чекиров.
По словам эксперта, фактически органы местного самоуправления получили самостоятельность, и тем самым был выполнен один из важнейших постулатов Конституции, гласящий, что народ сам принимает решения на местном уровне.
"Сейчас люди против старой системы. И, повторюсь, вопрос не в уровнях. Просто в сознании народа возникла мысль, что у них опять отбирают власть. Поэтому на вопрос о возвращении к прежней системе надо смотреть шире. Честно говоря, сам не слышал, что Сатыбалдиев предложил переход к трехуровневому бюджету. Меня немного настораживает другое выступление премьера. Касается оно укрепления пресловутой вертикали власти", - отметил представитель института.
Он добавил, что ему хочется предостеречь правительство от таких поспешных шагов, которые могли бы помешать поступательному движению всей реформы.
"В 2008 году систему межбюджетных отношений начали ломать. Удар нанесен был по доходному потенциалу МСУ. При этом в четыре раза сократили расщепление одного из основных источников местных бюджетов – налога с продаж. До сих пор не можем оправиться от того шока. Урезали то, что давало возможность повысить доходную базу МСУ за счет развития экономики. Вместе с тем расходы и обязательства продолжали расти. Повышалась заработная плата, цены. Разрыв между растущими расходами и остановившимися доходами правительство вынуждено было пополнять выравнивающими грантами. Это привело к спаду в развитии местных бюджетов. В 2012 году наметилась тенденция возврата к системе 2007 года", - напомнил эксперт.
Он добавил, что его настораживают последние заявления Сатыбалдиева.
"У меня есть опасения по поводу пересмотра уже налаженной тенденции со стороны Минфина, направленной на улучшение финансовой системы. Тревожно и неясно, идем ли мы по рельсам реформ или постепенно сходим с них, возвращаясь опять к централизации", - резюмировал Чекиров.