«Революции и попытки изменить бюджетную систему в Кыргызстане пока не дают никаких результатов», - считает член Общественного
наблюдательного совета при Государственной налоговой службе КР, эксперт Рита Карасартова.
Об этом она заявила ИА «24.kg».
«На протяжении всего периода реформирования системы местного самоуправления прочно укоренилась практика корректирования бюджетных
показателей по принципу <<от достигнутого>>, то есть бюджет утверждается или в него вносятся уточнения после фактического исполнения.
Следовательно, роль представительных органов управления, начиная с Жогорку кенеша и заканчивая местным кенешем, сведена к подписанию
документа, который подгонял отчетные данные к фактически исполненному показателю. Эта порочная практика должна быть изменена. Но кем и
когда?», - пишет эксперт.
Она приводит в пример то, что до сих пор не утвержден отчет об исполнении бюджета Узгенского района за 2010 год. Причина: 1,745 миллиона сомов израсходованы районным финансовым отделом без решения местного кенеша, что является грубым нарушением законодательства КР.
«Самое интересное, что по запросу районного кенеша Счетная палата проверила и выявила факт нарушения, однако реакции никакой. Неправомерные действия районного финансового отдела никак не комментируются Министерством финансов. Год закончился, бюджетные ресурсы использованы, но как и с чьего согласия? Куда пошли 1,745 миллиона сомов, и кто решил, что именно это направление является приоритетным?», - задается вопросами Рита Карасартова.
Она полагает, что концептуальным вопросом, требующим безотлагательного решения, является казначейский контроль. «Буквально две недели назад
Министерство финансов КР представило общественности автоматизированную систему исполнения бюджета. Как могло быть израсходовано на это больше средств, чем заложено в бюджете? Означает ли это, что программу можно подделать? В чем смысл существования самого Казначейства и
казначейского контроля, и ради чего потрачены огромные средства на автоматизацию?», - отмечает эксперт.