Мы живем в селах и городах, а потом уже в государстве. Поэтому чаще сталкиваемся с услугами местного самоуправления, чем с государственными.
Ходим и ездим по разбитым и темным улицам, жалуемся на отсутствие напора в водопроводе, засоренную канализацию, не можем устроить ребенка в детский сад... Спросите любого муниципального служащего — работника мэрии или айыл окмоту — о причинах наших бытовых проблем, и он ответит, что все зло — в маленьких и слабых местных бюджетах. Поэтому новость о том, что объем местных бюджетов в 2012 году существенно увеличится, звучит весьма и весьма позитивно.
Действительно, объем местных бюджетов планируется в пояснительной записке к проекту закона о республиканском бюджете на 2012 год более 23 миллиардов сомов, что составляет около 32 процентов от общего объема бюджета республики. По сравнению с прошлыми годами, когда доля местных бюджетов в государственном бюджете долгое время не могла преодолеть 10–процентный порог, цифра внушает оптимизм. Эксперты, многие годы занимающиеся вопросами местных бюджетов и межбюджетных отношений, не могут не признать, что правительство и Министерство финансов осознают проблемы недофинансирования услуг местного самоуправления и предпринимают усилия по укреплению местных бюджетов. Нынешнее увеличение объемов местной копилки — результат этих усилий.
Но само по себе увеличение объема бюджета мало о чем говорит. Важно понять: хватит ли теперь денег на ремонт дорог, водопроводов, открытие детских садов.
В целом местные бюджеты примерно 480 муниципалитетов увеличатся почти на 9 миллиардов сомов, что на 62 процента больше, чем объем местных бюджетов в 2011 году. Прежде всего отсюда надо сразу “откусить и выбросить” инфляционную составляющую, как минимум, 10 процентов. Останется чуть меньше 8 миллиардов. Из них более 70 процентов — это рост категориальных грантов (5,6 миллиарда сомов). Напомним, что категориальные гранты — это, по сути, учительская зарплата. Иными словами, две трети увеличения объема местных бюджетов — это не более чем выполнение обязательств, взятых на себя государством перед педагогами. И только около 30 процентов суммы увеличения — это рост собственных доходов местного самоуправления, достигнутый за счет изменения нормативов расщепления общегосударственных и других доходов бюджета. Если расшатать частокол цифр, то в сухом остатке мы получим совершенно незначительное увеличение собственных доходов, которые, по сути, и направляются на решение наболевших местных проблем. В чистом виде налоговые поступления местных бюджетов увеличатся лишь на миллиард с небольшим. Но если вдуматься, какие обязательства и по каким законам и подзаконным актам государство навесит на местное самоуправление за счет этих сумм, то увеличения и вовсе не обнаружится. Здесь и введение новых условий оплаты труда работникам социальной сферы, и выплаты из–за изменения тарифной политики на энергоносители, льготы пострадавшим летом 2010 года, и многое другое.
Иными словами, все увеличение местных бюджетов сводится лишь к выполнению государственных обязательств. А местные болячки как были нелеченными долгие годы, так пока и останутся. Да и вообще грамотно оценить эффективность и достаточность местных бюджетов просто невозможно, пока не будет ясности с механизмом финансирования полномочий, которые государство делегирует для исполнения органам местного самоуправления. По закону это делегирование должно сопровождаться соответствующими финансами. При этом государство должно определиться и с самим перечнем делегированных функций; если оно не в состоянии финансировать некоторые из них, то должно оставить только самые важные и приоритетные. А на деле государство продолжает ездить на органах местного самоуправления, прикрывая деньгами лишь самые зияющие дыры, которые способны привести к дестабилизации.