Региональная конференция «Эффективное управление для экономического развития», в которой приняли участие представители правительств и гражданского общества всех стран Центральной Азии, состоялась 17-18 мая 2023 года в Алматы. От имени Коалиции МСУ участие в конференции приняла Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления ИПР, главный редактор журнала «Муниципалитет», которая выступила с докладом о рисках цифровизации управления с точки зрения уязвимых групп и предложением о совместных исследованиях Центрально-Азиатского гендерного контекста, чтобы найти «точки входа» для расширения экономических прав женщин, не вызывая при этом, протест и сопротивление у местных, преимущественно сельских сообществ стран региона.
Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызская Республика ставят перед собой амбициозные цели по обеспечению устойчивого и инклюзивного экономического роста. Эти цели достижимы только через направленное повышение качества управления, в том числе, через использование данных, прогнозирование, а также тщательный учет интересов уязвимых групп с учетом региональных особенностей.
В конференции, посвященной программе «Эффективное управление для экономического развития» (EGED), приняли участие эксперты по разработке политики и реформ, основанных на фактических данных, из всех стран региона. Участники делились передовым опытом в сфере взаимодействия между производством данных, их анализом и использованием для разработки государственной политики, в области прогресса в реализации политики, основанной на фактических данных, а также подходами к усилению роли гражданского общества. Сквозными темами конференции стали гендерное равенство, распределение ресурсов и государственное управление, которые так или иначе поднимались во время каждой из восьми панельных дискуссий:
Гендерное равенство как сквозная тема конференции вызвала неоднозначное восприятие участников. С одной стороны, женское предпринимательство как возможность инклюзивного роста экономики, однозначно воспринимается позитивно в Кыргызстане и других странах региона, а чем в своем выступлении рассказала Айнура САГЫНБАЕВА, руководитель Женского форума «Курак», которая привела в качестве позитивного примера государственную программу поддержки женского предпринимательства, принятую в Кыргызстане. В то же время, участники подчеркивали, что социальные нормы, традиционный уклад, а главное – иерархия ценностей, на вершине которой прочно утвердилась семья в широком понимании, требуют особых, тонких мер политики, чтобы улучшить положение женщин, вовлечь их в экономику, не посягая при этом на ментальные границы, формирующие общество стран региона. Так, Луис-Фелипе ЛОПЕС-КАЛЬВА, директор Департамента глобальной практики в области сокращения бедности и неравенства Всемирного банка, раскрывая региональные особенности экономической уязвимости женщин, подчеркнул, что одним и главных вызовов остаются социальные нормы, заставляющие женщины отдавать приоритет семье, иногда в ущерб ее социализации и развитию. Однако Шариф РАХИМЗОДА, директор Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана отметил, что высоки уровень рождаемости, ориентированность региона на рост населения, привносят в вопрос о гендерном равенстве непременные особенности связанные с увеличенной материнской нагрузкой, в которой мужчина не может и не сможет заменит женщину, а потому у гендерного равенства в странах региона есть свои особенности: «В таджикской семье пятеро-семеро детей, трудно ожидать, что мужчина может в этой демографической ситуации заменить женщину в ее материнской роли». Надежда ДОБРЕЦОВА обратила внимание участников конференции на общие черты Центрально-Азиатского контекста: культурные коды, традиционные ценности, культ семьи (в широком понимании), влияние религии, а также ряд общих для региона проблем, включая уровень образования, бедности и развития рынка квалифицированного труда, и призвала партнеров по развитию и правительства стран организовать исследование этногендерного контекста в странах региона: «Это должно быть мультидисциплинарное исследование, которое охватит все стороны общественного развития и поможет найти такие инструменты развития, которые действительно помогут более широко и эффективно вовлечь женщин в экономику, не вызывая отрицания со стороны местных, преимущественно сельских, сообществ».
Ключевой темой выступления Н. ДОБРЕЦОВОЙ стали риски цифровизации управления, которые должны стать главным предметом внимания государства в разработке и реализации политики в сфере цифровизации: «Процессы цифровизации управления и всех сторон развития общества уже приобрели массовый и необратимый характер. По данным ООН, около 150 стран имеют цифровые порталы услуг, высок уровень проникновения Интернета, все больше публичных и частных услуг приобретают цифровую форму. При этом у процесса есть мощная и неодолимая сила, заинтересованная во все более широкой и глубокой цифровизации – корпорации, которые производят устройства, программные продукты и строят коммуникационные сети. В этих условиях для правительств больше не актуальна задача стимулирования и расширения цифровых услуг – частный сектор, корпорации предложат все, что нужно, и даже больше, чем нужно. Акценты внимания со стороны системы управления должны смещаться в сторону контроля качества и доступности цифровых услуг, а также преодоления актуальных для уязвимых групп цифровых рисков разделения, неравенства и исключения. Под воздействием и в контексте цифровизации меняется даже структура самих уязвимых групп. В самом деле, кто более уязвимы перед рисками цифровизации: женщина с инвалидностью, но владеющая цифровой профессией, или молодой фермер, живущий в отдаленном регионе, лишенном доступа к Интернету? Учитывая все эти глобальные сдвиги, задача правительств – создать надлежащее регулирования и тщательно следить за тем, чтобы цифровые сервисы не исключали уязвимых, не усугубляли неравенства. Особое внимание при этом должно быть уделено цифровым формам участия граждан в управлении». В этом отношении интересный подход представила Аида ДАРМЕНОВА, руководитель Проекта «Единое хранилище данных города Алматы» Управления цифровизации Алматы, который заключается не только в цифровизации услуг с помощью единого «озера данных», но и соблюдении принципа «меньше данных», то есть избегания излишней перегрузки управления цифровыми инструментами, а применения их только там, где это действительно полезно, востребовано, эффективно и хорошо воспринимается городским сообществом. Иными словами, задачи власти в сфере цифровизации теперь трансформируется от «гонки за цифрой» в сторону «количество переходит в качество», но не забывая при этом о рисках, возникающих для уязвимых групп.