Одного из лидеров правозащитного движения Кыргызстана - Динару Ошурахунову представлять не надо. Эту хрупкую женщину с сильным мужским характером хорошо знают во всех уголках страны.
Организация – коалиция НПО «За демократию и гражданское общество», которую она возглавляет, имеет самую разветвленную сеть своих представительств во всех регионах нашей республики.
Мы попросили Динару Ошурахунову ответить на те же вопросы, что задавали многим интервьюируемым.
- Вы согласны с тем, что местное самоуправление оказывает огромное влияние на среду, которая окружает человека, влияет на формирование его мировоззрения, образования и культуру? И в связи с этим децентрализация МСУ будет только на пользу обществу?
- Да, полностью. Более того, считаю, что там, где депутаты местных кенешей осознают свою общественно-политическую роль и ведут постоянную работу с населением, жизнь в селах протекать мирно и спокойно. Ее трудно омрачить конфликтами, потому что они пресекаются в зародыше. Вспомним лето прошлого года на юге страны, где полыхало пламя межэтнического пожара. Ведь в некоторых населенных пунктах люди сумели не допустить беспорядков, сохранить привычный уклад жизни.
- На ваш взгляд, является ли местное самоуправление главным механизмом интеграции моноэтнических, замкнутых сообществ в социально-культурное развитие общества.
- Кыргызстан – поликультурная страна, но не везде. Есть регионы, которые в силу своего географического местоположения, остаются относительно изолированными. Там у местного населения нет культуры восприятия разнообразия, и сохраняется почва для развития отрицательных настроений. Именно МСУ может способствовать развитию поликультурного мышления в местных сообществах, создавая условия для информационного и культурного обмена с другими этносами и народами.
- Некоторые эксперты по местному самоуправлению говорят, что именно МСУ закладывает основы воспитания гражданина нового Кыргызстана.
- Думаю, скорее, оно может влиять на семейные традиции как в целях сохранения лучших из них, так и в целях развития личности в семье. А также способствовать снятию барьеров, которые могут препятствовать этому. Я говорю о повышении роли женщины в семье и обществе, уважении к правам ребенка, отказа от таких вредных традиций, как кража невест, разорительные расходы на празднества и другие.
- Качество местного самоуправления зависит от репрезентативности состава его органов.
- МСУ, если рассматривать его в идеале, должно отражать социальную структуру сообщества по гендерному, возрастному, этническому и др. признакам. Участие в управлении делами местного сообщества представителей разных социальных групп будет способствовать включению в повестку различных вопросов, отражающих потребности этих групп, стимулировать поиск оптимальных вариантов решения этих вопросов, а также будет повышать доверие к органам МСУ.
- В органах местного самоуправления редко увидишь женщин. Это, возможно, влияет на качество и эффективность работы.
- Не согласна, думаю, что вопрос не в представительстве, а в понимании проблем и способности ими управлять, находить решение.
- В таком случае, способны местные органы власти служить катализатором экономического развития региона, влиять на рост налоговой базы?
- Депутаты местных кенешей вполне могли бы решать многиевопросы, если обладали достаточным потенциалом в виде знаний и понимания своих полномочий и прав. А еще если быони реально были заинтересованы в ликвидациипроблем местного значения.
- А может, нашей стране вообще обойтись без местного самоуправления, ведь жили без него раньше?
- Нет, более того, Кыргызстану нужно именно местное самоуправление. Центральные властипоказали свою неспособность решать проблемы регионов и отдельных айыл-окмоту. И в то же время тормозили развитие МСУ, в силу чего теоказались слабыми и инертными. Митинги на местах показывают, что местные органы самоуправленияне играют никакой роли в решении проблем, потому что с легкостью отдалиэто бремя центральной власти. Поэтому надо изменить ситуацию - активизировать МСУ, чтобы они началиработать. И при том полноценно.
- Заметно, что руководители будь-то политики или хозяйственники опасаются усиления местного самоуправления, поэтому они всячески препятствуютдецентрализации.
- Лидеры не только боятся, они не понимают, какую проблему могут решить, делегировав реальные полномочия МСУ, хотя это на самом деле помогло быуменьшить число конфликтов, происходящихиз-за нерешенности многих острых вопросовна местах.
- Половинчатое и непоследовательное законодательство тормозит развитие МСУ?
- Безусловно.
- А как в таком случае должно происходить изменение законов об МСУ? Быстро или шаг за шагом?
- Конечно, хочется всего и сразу, но революционный путь – не лучший вариант. Мы должны идти путем постепенной передачи полномочий, но не маленькими порциями, а достаточными, чтобы показать первые результаты и убедить людей.
- Некоторые считают, что ступор административно-территориальной реформы тормозит развитие МСУ, а ваше мнение?
- Не соглашусь с таким утверждением. Хочу заметить, чтобез этого вопроса МСУ находилось в ступоре и в сильной зависимости от центральной власти. Есть кенеши, айыл окмоту, но административно-территориальная реформа их может и не коснуться.
- Какие эмоции вызывает у вас упоминание об МСУ?
- Два чувства одновременно – и оптимизм, и жалость.
- Если попытаться заглянуть в будущее, какие качества должны быть присущи местному самоуправлению 2020 года?
- Это тесное взаимодействие с местным сообществом, знание и понимание егопроблем, желание их решать иразвивать МСУ.
- А если посмотреть на перспективу еще на 10 лет вперед?
- И тогда будет актуально все выше сказанное. Пожалуй, я бы еще добавила способность привлекать инвестиции.