— Обстановка в стране сейчас такая, что очень важно оперативно реагировать на возникающие недоразумения, особенно по земельным вопросам, — говорит председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова, комментируя цели и задачи общественных слушаний.
— На урегулирование межличностных отношений как раз и направлен наш совместный проект “Равноправный доступ к ресурсам как инструмент управления этническим многообразием в муниципалитетах Чуйской области”. Практическая помощь была оказана не только жителям Петровки, а еще трем айылным округам.
В Петровском округе, по словам Добрецовой, была обследована еще парочка сел — Заводское и Кызыл–Туу. На их территориях выявлено рекордное количество пустующих участков — 142. Это муниципальная земля, она просто не оформлена, как полагается.
— В Джаны–Пахтинском айылном округе мы работали с жителями пяти населенных пунктов — Джаны–Пахта, Мирный, Майский, Ак–Кашат и Заря. Здесь предстоит освоить 60 участков. По площади это чуть меньше, чем у соседей. В Петровке 65,27 гектара, а тут 57. Но для сравнительно небольших сел и это существенная прибавка.
В Новопавловке и Гавриловке в поле зрения экспертов попали пять сел. В первом округе прибавилось 32, во втором — 21 участок. А в общей сложности почти два десятка гектаров. Чем быстрее выявленные территории узаконят как муниципальную собственность и запустят в оборот, тем больше будет отдача.
Нетрудно себе представить, сколько еще остается в резерве дефицитных в республике соток, пригодных для коммерческого использования или застройки. Немало их было обнаружено и при содействии наших сотрудников — сначала Урбан института, а в данное время Института политики развития. Мы занимаемся этим все последние десять лет. И не устаем повторять представителям органов МСУ и гражданского сектора, что необходимо как можно быстрее провести инвентаризацию и наладить учет земельного фонда. Пример вышеназванных айылных округов наглядно показывает, какие резервы упускаются в регионах.
И еще. Не секрет, что какая–то часть сельских жителей покидает свои дома и уезжает на заработки или навсегда. Оставшиеся без хозяев дома нередко заселяют другие люди. Однако никто в айылных округах этот процесс не регулирует. А ведь заброшенный жилой дом тоже может перейти в муниципальную собственность. В рамках действующего законодательства, разумеется. И это еще один источник пополнения доходной части местных бюджетов, — подчеркивает Надежда Добрецова.