НДРЧ 2011г. в КР призван исследовать вопросы человеческого развития в области местного самоуправления в Кыргызской Республике и местных сообществах, представляющих все общество страны.
Один из основных принципов доклада – наличие в нем объективных показателей, измеряющих качество жизни людей и возможности для их развития, - индексов. Главный индекс – это индекс человеческого развития, основанный на объективных статистических данных. Также доклад будет содержать другие индексы, например Индекс многомерной бедности.
Но чтобы сопоставить качество и темпы человеческого развития с уровнем развития местного самоуправления, авторы, местные и иностранные эксперты предлагают внедрить в Кыргызстане дополнительный индекс – Индекс институциональных возможностей муниципалитета. Это синтетический индекс, состоящий их наборов индикаторов в разных сферах муниципального управления, таких как фискальный потенциал, административный потенциал, экономический потенциал и другие. Индикаторы включают как статические показатели, например, объем собственных доходов местных бюджетов, так и данные о качестве управления, например, наличие местных нормативных актов по поддержке бизнеса.
Председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова так прокомментировала необходимость и актуальность индекса: «В рамках Национального доклада о человеческом развитии индексы играют роль объективного стержня, на который «нанизываются» национальные особенности в той или иной сфере, экспертные мнения, вокруг это строится прогноз, формулируются рекомендации. Это очень важно для нашей страны, так как одна из глобальных проблем развития в нашей стране – это отсутствие объективных измерений, «железобетонных» фактологических данных, на основе которых необходимо строить планирование любой деятельности. Наша болезнь – это необоснованный гипотетизм, желание планировать, основываясь на собственных, ничем не подтвержденных предположениях, «подкраивать» будущую реальность под собственные ожидания, не считаясь с фактами, реальными тенденциями. Более широкое использование индексов в нашей жизни может стать лекарством от этой болезни, которая особенно явно заметна в отношении системы местного самоуправления. Как сторонники, так и противники дальнейшего развития местного самоуправления опираются чаще всего лишь на собственный опыт, чьи-то мнения и редкие фрагментарные социологические исследования. «Железобетонная» фактологическая аргументация отсутствует как с той, так и с другой стороны. Вполне возможно, что предложенный индекс даст, наконец в руки сторон объективные аргументы, которые позволят принимать более взвешенные и адекватные реальности политические решения. Также это может послужить хорошим инструментом сравнительного анализа развития конкретных муниципалитетов внутри страны. Мы надеемся, что сможем уже в ближайшее время представить общественности модель индекса с подробным описанием индикаторов и процесса их получения. Чем более широко индекс будет обсужден и изучен, тем больше шансов, что он будет использоваться лицами, принимающими решения на разных уровнях. В том числе, индекс, мы думаем, будет полезен Национальному агентству местного самоуправления, а также всем гражданам страны для объективной оценки качества работы органов местного самоуправления. Пока же все мы, включая Жогорку Кенеш и Правительство, в своих оценках редко поднимаемся выше уровня «нравится – не нравится».