В бюджете 2019 года правительство Киргизии почти половину расходов направляет на социальный сектор. Но этого все равно мало, - говорят общественные деятели и НПО, работающие в этой области Надежды возлагаются на Национальную стратегию устойчивого развития Кыргызской Республики до 2040 года, которую 1 ноября текущего года утвердил президент КР Сооронбай Жээнбеков, буквально за несколько дней до старта парламентских слушаний.
В этом документе, в частности, в сфере защиты самых уязвимых определены приоритеты: построение справедливой социальной защиты, защита и продвижение интересов детей и женщин, развитие системы социальных услуг и социального заказа. В Стратегии заложены правильные и эффективные меры. Но реальность их выполнения во многом зависит от того, есть ли в государственном бюджете соответствующие финансовые средства.
Так насколько проект бюджета Кыргызской Республики на 2019 год поддерживает приоритеты, заложенные в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы? Соответствует ли законопроект в части решения социальных проблем национальным приоритетам и способности защитить интересы уязвимых групп – семей в трудной жизненной ситуации, граждан с ограниченными возможностями здоровья и других? Этой злободневной теме была посвящена пресс-сессия «Соцзащита по справедливости. Возможна ли она в Кыргызстане?», которая состоялась 23 ноября текущего года. В обсуждении накопившихся проблем участвовали эксперты – преподаватель Академии госуправления при президенте КР Джамиля Сопукеева, специалист центра по защите прав детей Фатима Сагитова, председатель правления ИПР Надежда Добрецова.
В настоящее время на всех уровнях идет обсуждение проекта закона о бюджете на 2019 год. Из запланированных 161,7 миллиарда сомов расходов на социальную защиту выделяется 13,8 миллиардов сомов и на социальную помощь – 11 миллиардов. Много это или мало? Что необходимо, чтобы деньги «не застревали» где-то на пути к адресату? Ведь известны случаи, когда министерства и ведомства не могли распорядиться деньгами.
Всем известна пословица: если хочешь накормить голодного, то дай ему не рыбу, а удочку. Она полюбилась киргизским чиновникам, которые часто цитируют ее, когда речь заходит о поддержке уязвимых слоев населения. Однако с этой, казалось бы, бесспорной народной мудростью не согласна эксперт в области соцзащиты Джамиля Сопукеева.
- Одной удочкой тут не обойдешься, - считает она. – А как жить голодному и его семье пока он научится ловить рыбу? В это время они не перестают нуждаться в поддержке. Государство должно довести дело до конца – помочь не разово, вручив средство производства, а дать возможность встать на ноги. Назначить пособия, устроить детей в садики. Одним словом, использовать весь пакет социальных услуг. Только такими мерами можно бороться с бедностью.
Как и в прошлые годы, правительство объявило, что бюджет-2019 носит социальный характер, так как финансирование этого сектора составляют 48 процентов от всей суммы расходов. Министерство труда и социального развития получит 11,7 миллиарда сомов или всего 7,3 процента от расходов республиканского бюджета. При этом нуждающихся в социальной помощи, по официальным данным, насчитывается более 400 тысяч человек. На детские пособия предусмотрено потратить 5,3 миллиарда или 45 процентов бюджета министерства, ежемесячное социальное пособие – 3,4 миллиарда или 30 процентов бюджета ведомства.
Стоит заметить, что социальная помощь весьма скромная по размеру: детям-сиротам полагается 2000 сомов в месяц, пожилым – 1000 сомов, лицам с ограниченными возможностями – взрослым от 2700 до 4000 сомов. Можно ли прожить на эти средства? – вопрос риторический. Но и эти скудные деньги многие нуждающиеся не получают. Об этом рассказала эксперт Фатима Сагитова, которая регулярно консультирует семьи внутренних мигрантов из новых жилмассивов столицы.
По словам эксперта, она бесплатно по два часа консультирует людей. В результате за 9 месяцев родители 154 малышей из новостроек «Келечек» и «Дордой Мурас» стали получать пособия на детей. Особенно такая помощь необходима в отдаленных селах, где уровень бедности значительно выше, чем в Бишкеке. Там жители по незнанию просто не обращаются за помощью, которая им предназначена.
- В регионах социальная незащищенность особенно бросается в глаза, - рассказала Надежда Добрецова, - система предоставления социальных услуг на местах не развита, а органы местного самоуправления не могут этим заниматься, так как не имеют полномочий. Тем не менее, расходы местных бюджетов на социальное развитие и защиту устойчиво растут. Это происходит под давлением людей и жизненных обстоятельств. Города вынуждены исхитряться, чтобы поддержать центры помощи инвалидам, организовывать ночлежки для бомжей. Они не имеют права это делать, но они делают, так как к ним в первую очередь обращаются за помощью. Руководители при этом сильно рискуют, так как если нарушения выявит прокуратура, им не поздоровится.
По ее словам, существует огромный территориальный разрыв в финансировании социальной защиты среди городов. Так, если расходы в Нарыне на душу населения составляют 465 сомов, то в Кара-Суу – 17. Еще более вопиющее неравенство можно наблюдать в финансировании расходов на соцзащиту из местных бюджетов в села: в Манасском районе Таласской области – 3 сома, а в Нарынском районе – 240.
Выход их сложившейся ситуации экспертное сообщество видит в делегировании части полномочий органам местного самоуправления на законных основаниях. Об этом в правительстве и парламенте много говорят, но воз и ныне там.
Пресс-сессия была организована в рамках проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии через Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития.