17 ноября 2016 в 13.00 в школе имени А. Мааткеримова в селе Эпкин (Ак-Учук) Кочкорского района Нарынской области прошли общественные слушания (ОС) по вопросам развития пришкольного хозяйства.
На общественных слушаниях приняли участие около 70 человек, в лице родителей школьников 1-4 классов, учителей школы, представителей районного отдела образования, представителей айыл окмоту, средств массовой информации (СМИ) и директоры других школ района. Общественные слушания были организованы при консультационной и технической помощи проекта «Создание и развитие пришкольных хозяйств» программы ВПП ООН «Оптимизация школьного питания в КР», реализуемого Общественным Фондом "Агентство инициатив развития" (ADI) совместно с Министерством образования и науки КР, и экспертном участии Института политики развития.
«В настоящее время школа работает с проектом «Создание и развитие пришкольных хозяйств» программы ВПП ООН «Оптимизация школьного питания в КР», реализуемого Общественным Фондом "Агентством инициатив развития" (ADI), - рассказала Дилфуза Мурашева, представитель ADI. – При технической поддержке данного проекта было организовано пришкольное хозяйство – птицеферма, с целью поддержки организации школьного питания. Около 130 школьников 1-4 класса 5 раз в неделю предоставляется горячее питание. По словам директора школы, питание школьников финансируется за счет четырех источников: из республиканского бюджета, за счет родителей, с помощью пришкольного хозяйства и за счет программы ВППООН. На сегодняшний день на одного ребенка в день ВППООН по программе продовольственной безопасности выделяет 60 граммов муки, что составляет 11% стоимости питания в день. С сентября 2017 года программа ООН завершает свою поддержку школе в виде обогащенной муки, поэтому необходимо школе искать другие источники, для того чтобы покрыть эти 11% вклада ВППООН. В этой связи, основная цель слушания была услышать, узнать мнение родителей о дальнейших планах развития пришкольного хозяйства и организации горячего питания в школе и найти оптимальные пути их решения».
С целью информирования населения о предстоящих общественных слушаниях, администрация школы раздала родителям пригласительные с программой и правилами ОС. Были вывешены листовки и баннеры в людных местах. Также были специально подготовлены информационные бюллетени для участников, журналистов и представителей других школ, которые предварительно были розданы; подготовлен пресс-релиз для журналистов. В день проведения слушаний на стенах зала были вывешены иллюстрационные материалы и правила ОС. А за день до проведения общественных слушаний был организован тренинг на тему «Общественные слушания как инструмент прозрачности и подотчетности». В ходе тренинга был отобран ведущий ОС среди участников тренинга, составлен чек-лист и были распределены роли. Участники четко понимали цели проведения общественных слушаний и отличия общественных слушаний от других общественных мероприятий.
В процессе общественных слушаний поступили разные предложения в устной и письменной форме. Одни участники предложили посадить карликовые яблони и абрикосы на участке школы, другие предлагали найти спонсоров, третьи предлагали доплатить разницу из собственного кармана. За день до слушаний была создана Инициативная группа по обсуждению и решению данного вопроса. В течение 5 рабочих дней члены инициативной группы обсудят все предложения участников и примут соответствующие решения по развитию пришкольного хозяйства в поддержку организации горячего питания в школе. Результаты будут вывешены в виде стенда в школе и будут опубликованы в районной газете "Эмгек туусу".
Справка: Пришкольное хозяйство (ПШХ) - это самоокупаемое подсобное хозяйство для производства сельскохозяйственной продукции, используемой для поддержания организации горячего питания в школе. Продукция с ПШХ может быть напрямую использована в приготовлении еды для школьников (столовые), а так же может быть использована в виде прибыли от реализации продукции.
Автор: Азамат МАМЫТОВ, специалист по муниципальным финансам Института политики развития