Есть ли в Кыргызской Республике система, обеспечивающая подотчетность власти народу страны? Ответ на этот вопрос обсуждался в ходе презентации исследования 14 октября 2016 года в Бишкеке с участием большого числа депутатов Жогорку Кенеша, представителей Правительства и Президента Кыргызской Республики, партнеров по развитию из числа иностранных донорских и международных организаций. Презентация состоялась по инициативе Посольства Швейцарии в Кыргызской Республике, которое объявило о начале нового проекта поддержки развития парламентской демократии в Кыргызстане.
Правительство Швейцарии последовательно поддерживает усилия Кыргызской Республики в построении подотчетной системы управления, отвечающей принципам демократии и нуждам граждан. Финансируя проекты развития в различных секторах на протяжении более чем 25 лет, Швейцарское Управление по Сотрудничеству и Развитию (SDC) признает большие достижения страны в построении подотчетной и демократической системы управления, ярким свидетельством которых стало развитие парламентской формы управления. Вместе с тем, SDC стремится поддерживать в Кыргызской Республике долгосрочные, системные изменения, ведущие к устойчивому развитию и росту. В продолжение данной поддержки SDC инициирует новый проект развития, направленный на поддержку парламентской демократии в КР через усиление системы подотчетности в целом и парламентской подотчетности в частности. В преддверии проекта, по заказу SDC Институт политики выполнил исследование, в котором впервые предпринята попытка описать систему подотчетности власти перед народом в целом. Есть две новости. Хорошая новость заключается в том, что система подотчетности в Кыргызской Республике существует и функционирует. Новость, требующая пристального внимания, заключается в том, что функционирует эта система не в полную силу своих возможностей.
Система подотчетности включает доверителей – тех, кому подотчетны, и агентов – тех, кто подотчетен. Например, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики подотчетен гражданам страны. В этой паре народ выступает доверителем, а парламент – агентом. Во взаимоотношениях Жогорку Кенеша с КР с правительством, напротив, парламент становится доверителем, а правительство – агентом. Исследование выявило, что наилучшие показатели подотчетности наблюдается в парах, где доверителем является Жогорку Кенеш КР, а не лучшим образом ситуация сложилась в парах, где доверителями выступают граждане. Это говорит о том, что демократическая система управления в Кыргызской Республике нуждается в усилении подотчетности парламента, правительства и политических партий перед гражданами. С полным текстом исследования можно ознакомиться:
на кыргызском языке по адресу http://www.dpi.kg/ky/publications/full/266.html;
на русском языке по адресу http://www.dpi.kg/ru/publications/full/262.html;
на английском языке по адресу http://www.dpi.kg/en/publications/full/264.html.
В приветственном слове посол Швейцарии в Кыргызской Республике Рене ХОЛЕНШТАЙН отметил, что сильные и ответственные государственные институты необходимы для долгосрочного устойчивого развития, но наличия одних лишь институтов недостаточно. Не будучи подотчетными гражданам, они рискуют превратиться, в лучшем случае, в неэффективные надстройки, в худшем – в инструменты злоупотребления властью. Подотчетность способствует улучшению управления через тщательно разработанные системы сдержек и противовесов, четко определенные обязанности и нормативные акты. Развития система подотчетности свидетельствует о том, что власть занята решением проблем граждан, а не удовлетворением собственных потребностей и интересов. При этом отсутствие подотчетности как проблема касается всех стран, так как ни одна страна не защищена от угрозы неправомерных действий правительства или злоупотребления властью. Именно поэтому сильные надзорные механизмы для выявления и нарушения подотчетности становятся критически важными.
Заместитель Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Алтынай ОМУРБЕКОВА рассказала о недавно принятой Стратегии развития Жогорку Кенеша до 2022 года, отметив, что Стратегия придает большое значение усилению подотчетности парламента перед гражданами, что стало своеобразным доказательством стремлении парламента к усилению связи с народом и лучшему включению интересов граждан в законодательный процесс.
В ходе обсуждения результатов исследования участники отметили, что большое значение имеет спрос на подотчетность со стороны граждан, который должен расти вместе с повышением уровня правовой и финансовой грамотности населения. В то же время, Анарбек ИСМАИЛОВ, заместитель полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики – заведующий отделом правового обеспечения Аппарата Президента КР заметил, что важную роль в усилении подотчетности должно играть верховенство права и неукоснительное соблюдение законодательства, содержащего множественные требования к подотчетности власти перед обществом.
В заключение Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления Института политики развития и один из авторов исследования подчеркнула, что исследование не должно стать прологом к очередной стратегии или «громкой» программе, исследование лишь дает общее представление о проблемных зонах, возникающих в системе подотчетности, и служит ориентиром для политиков для принятия верных решений в отношении усиления демократии через усиление подотчетности.
Логичным завершением презентации стало объявление Посольства Швейцарии о начале новой программы поддержки Жогорку Кенеша в части усиления его взаимодействия с гражданами через создание устойчивых механизмов подотчетности. Программа рассчитана на 10 лет и предоставит парламенту и гражданам возможность установления устойчивых каналов коммуникации и отражения потребностей граждан в решениях Жогорку Кенеша.