Омурбек Абдрахманов: Мы живем по закону вертикали власти

01.12.2011 00:00
Депутат Жогорку Кенеша, в прошлом известный предприниматель Омурбек Абдрахманов никогда не смолчит, если темой обсуждения в парламенте или на конференции является нынешнее состояние МСУ.
Омурбек Абдрахманов: Мы живем по закону вертикали власти

Депутат Жогорку Кенеша, в прошлом известный предприниматель Омурбек Абдрахманов никогда не смолчит, если темой обсуждения в парламенте или на конференции является нынешнее состояние МСУ.

Он сам не раз признавался СМИ, что горячо ратует за  децентрализацию власти и передачу дополнительных полномочий местным органам самоуправления.

Что мешает центру это сделать, почему проблемы МСУ решаются так медленно наш разговор с парламентарием Омурбеком Абдрахмановым.

- Органы на местах не могут оказывать какого-либо влияния на среду для нормального развития человека, - с этого тезиса начал он беседу.– Потому что, в этом я убежден, МСУ сейчас как такового нет. Мы живем по законам вертикали власти, и при такой централизации власти, централизации финансов МСУ просто не могут развиваться. Субъекты местного самоуправления деградируют, у их руководителей преобладают иждивенческие настроения.  Их приучили к тому, что все, в конечном счете, будут за них решать другие. Те, кто сидят там, наверху, в Бишкеке.

Нам нужно провести очень большую работу в законодательной области, а потом и в финансовой. К тому же необходимо будет научить местное население жить своим умом. Чтобы они поняли, что все заботы о местном развитии они должны взять на себя. Не ждать у моря погоды. Как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если этого не сделать, то развития Кыргызстана, а в частности, местных сообществ не стоит ожидать. Его не будет

- Некоторые полагают, что МСУ служат фактором социальной стабильности и снижения конфликтного потенциала? Вы согласны с этим?

- Естественно, где местное самоуправление представляет собой самостоятельный орган, который работает и решает многие вопросы автономно, в таких государствах, замечу, нормальная, стабильная жизнь. Там где этого нет, и происходят постоянные революции, застой во всем – экономике, науке, культуре, образовании.

Правда в том, что чем сильнее местная власть, тем меньше разного рода конфликтов? МСУ сдерживают их, не дают развиться. Легче провести профилактическую работу, чем потом от пожара спасать всю страну.

Если все проблемы будут решаться на местах, а не в столице, то, конечно, от этого польза обществу. Ведь государство может решать только общие вопросы, которые касаются всех. Насущные, текущие проблемы и заботы – дело МСУ.

- В отдаленных районах местное самоуправление может способствовать развитию политкультурного мышления?

- Когда люди решают какие-то хозяйственные, выборные, политические вопросы у себя  дома, в селе, айыльном аймяке, они растут как личности. У них поднимается самооценка, расширяется кругозор, поднимается общественная культура.

-  В настоящее время в нашу жизнь все активнее проникают старые традиции и обычаи, среди них есть и вредные. Их возрождение идет в регионах. Что скажете об этом явлении?

- Традиции действительно приходят оттуда - с низов. Согласен, сейчас идет реанимация пережитков прошлого, культивируется не совсем здоровый интерес к ним. Если народ не  может решать вопросы на местах - с ним не все в порядке, то и  откуда быть здоровым обычаям? Сейчас только дурные традиции превалируют в нашем обществе. Например, своего рода соревнования по  трате денег на тои, поминки, юбилеи.

- Согласитесь, женщин на всех уровнях власти немного. Как думаете, влияет ли на развитие МСУ  этот факт?

- Нет, причем тут гендерный вопрос?  Только когда органы местного самоуправления начнут нормально функционировать и выполнять стоящие перед ним задачи, тогда и проблемы с равенством полов уладятся. И женщин будет гораздо больше в управлении государством, чем сейчас.

-  А способен один округ, отдельный аймяк хорошо экономически развиваться независимо от центра?

- Знаете, в США штаты от центральных властей не зависят, они живут и богатеют сами по себе. У них четко разграничены функции центра и местных органов управления. Они все живут автономно,  все делают сами. У нас же сохранилась централизованная коммунистическая система.

- Не слишком ли резки ваши высказывания? В Кыргызстане есть и  успешные органы МСУ.

- Но мы  не должны говорить об отдельных случаях,  а обсуждать о тенденциях.

- А что если совсем отказаться от этого института? У нас не такая большая страна, можно управлять из Бишкека.

-  Жить без МСУ? Это невозможно, тогда наступит крах. Мировая практика показывает, где есть местное самоуправление, там есть и развитие. А там, где его нет, наступают безвластие  и беспорядки. Пример «арабская весна».

- Почему лидеры страны боятся усиления МСУ?

- Потому что эти люди очень слабые, как политики и как руководители. Они хотят камчой наводить свой порядок и правила. Рассуждают: мол, я назначил, значит, на этом месте будет мой человек, который будет во время выборов  работать на меня. Но это несправедливо, так не должно быть. Люди сами должны выбрать лидера, в центре не знают, где что творится. Задача же государства - издавать законы и следить за их исполнением.

- А законодательство о МСУ, как бы вы его охарактеризовали? Оно передовое или половинчатое по содержанию?

- Мы стараемся его сделать прогрессивным, однако правительство мешает. Алмазбек Атамбаев, будучи премьер-министром, прямо заявил: « Я буду назначать всех…».

- Сейчас идет усовершенствование законодательной базы. На ваш взгляд, оно должно меняться эволюционным путем или революционным?

- Безусловно, эволюционным. Если попытаться резко все поменять, то люди просто не поймут. Мы, депутаты, прежде чем принять законопроект,  должны обсудить его с народом, определить все плюсы и минусы. Только тогда люди будут готовы исполнять его.

- Хотелось бы понять, парламентарии намерены проводить административно-территориальную реформу?

- Сегодня большинство депутатов ратуют за  дальнейшее развитие МСУ, ведь они сами пришли оттуда. Но их стремления к переменам встречает сопротивление со стороны правительства. Алмазбек Атамбаев хочет всех региональных руководителей сам назначать на посты.

- Возможно, став президентом, он все-таки пойдет на реформы в области местного самоуправления?

- Не думаю. Если он такой умный,  то давно бы пошел на такой шаг. Никто не мешал ему начать реформы, когда он занимал премьерское кресло.

- Народ наш стал слишком политизированным, в том числе и в регионах. Это хорошо или плохо?

- Я считаю, что хорошо! Главное чтобы увлечение политикой не раздело людей по клановым и региональным признакам. Чтобы этого не случилось, мы эту особенность сегодняшнего дня направить в правильное идеологическое русло.

- Какие чувства возникают при упоминании о МСУ?

- Только положительные эмоции, оптимизм. Я верю, что в конце концов, местное самоуправление займет то место, которое ему положено.

- Каким бы вы хотели видеть органы местного самоуправления через десять - двадцать лет?

- Экономически самодостаточными, политически активными. МСУ, которое избирается самими людьми, где царят межнациональное согласие и развитие.